ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Аннотация
В статье представлена технология формирования готовности аспирантов технического университета к преподавательской деятельности в системе высшей школы. Проведён анализ различных вариантов формирования педагогических компетенций в аспирантурах университетов и научно-исследовательских институтов. Рассмотрены традиционные и инновационные подходы к организации педагогической подготовки аспирантов. Показана роль дисциплин педагогического цикла, педагогической практики, промежуточной и итоговой аттестации в формировании компетенций, необходимых для присвоения квалификации «Преподаватель-исследователь». Обоснована важность перехода от учебно-методической и научно-описательной моделей профессиональной деятельности будущего преподавателя к научно-педагогической. Показана необходимость формирования у аспиранта исследовательских компетенций и способности к профессионально-личностному саморазвитию при прохождении педагогической практики. Даны рекомендации по организации педагогической практики аспирантов и обобщён опыт её проведения в Тамбовском государственном техническом университете.
Об авторах
Е. И. МуратоваРоссия
Муратова Евгения Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106
Н. В. Молоткова
Россия
Молоткова Наталия Вячеславовна – доктор педагогических наук, профессор, первый проректор
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106
Список литературы
1. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 5–16.
2. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134.
3. Петров В.Л., Бабичев Ю.Е. Модели программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 5–14.
4. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 5–15.
5. Еднерал И.В., Сафиева Р.З. Практико-ориентированный курс инженерной педагогики: формирование социальной компетентности // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 61–69.
6. Климова А.С. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в процессе педагогической подготовки аспирантов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. №1 (5). С. 1048–1051.
7. Муратова Е.И., Попов А.И., Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52–59.
8. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном аспекте // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 16–33.
9. Пшеничная В.В. Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре // Современное образование. 2016. № 1. С. 92–111.
10. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 5–21.
11. Муратова Е.И., Попов А.И. Организация педагогической практики аспирантов: учебное пособие. Тамбов. Изд-во ТГТУ, 2017. 80 с.
12. Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика (круглый стол) // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 88–93.
13. Попов А.И. Педагогические научные исследования аспирантов: учебное пособие. Тамбов. Изд-во ТГТУ, 2017. 80 с.
14. Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 52–58.
15. Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74–84.
16. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 88–93.
17. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», учёных степеней и учёных званий // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 36–44.