ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»
Аннотация
Проанализирован опыт внедрения технологии «перевёрнутый класс» (Flipped Classroom) на примере дисциплины «Русский язык и культура речи». Обобщены результаты анкетирования студентов, подтверждающие эффективность электронной образовательной среды как средства оптимизации аудиторных занятий с преподавателем. Рассмотрены технологические и научно-методические аспекты деятельности преподавателя при смене роли “sage on the stage” (лектора) на “guide on the side” (наставника, модератора), определены компетенции преподавателя, актуальные в условиях «перевёрнутого» обучения. Показана важная роль вузовского преподавателя, который одновременно выступает как учёный, методист, менеджер электронного образовательного пространства, наставник и воспитатель нового поколения специалистов разного профиля. От его профессионализма зависят актуальность и глубина обучающих материалов, эффективность методов и форм самостоятельной работы и аудиторного взаимодействия, то есть качество обучения. Особые требования общество предъявляет к преподавателям дисциплин, ориентированных на подготовку выпускников к деятельности в системе «человек – человек», на развитие их коммуникативных компетенций. Специализированный софт или искусственный интеллект сами по себе не решат задачи обучения эффективному общению в профессионально значимых ситуациях межличностного взаимодействия.
Об авторе
Т. А. БорзоваРоссия
Борзова Татьяна Александровна – кандидат культурологии, доцент кафедры русского языка
690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
Список литературы
1. Sanger Ph.F. Development of Technologies and Innovations in a Modern University: International Multi-Disciplinary Student Teams Solving Real Problems for Industry // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 49–53.
2. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. ISTE: International Society for Technology in Education, 2012. 122 p.
3. Bergmann J., Sams, A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin: Victoria Hawker Brownlow, 2014. 182 p.
4. Калачинская Е.В. Образовательная технология «перевёрнутый класс» в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 78–84.
5. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 88–89.
6. Minin M.G., Shaykina O.I. “Flipped Classroom” Method with BYOD-Technology Application as a Tool to Develop Communication Skills in Teaching Foreign Languages // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No. 1 (219). С. 46–53.
7. Marshall H. Three reasons to flip your classroom // Bilingual Basics: The Newsletter of the Bilingual-Multilingual Education Interest Section. August. Available at: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html
8. Кондакова М.Л., Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 2013. № 9. С. 54–64.
9. Flipped Classrooms. Available at: http://www.colorado.edu/assett/learn/pedagogical/flipped
10. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
11. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 121–130.
12. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 71–77.
13. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 131–134.
14. Кожухова В.И., Зонина О.Ф. Педагог высшей школы как преподаватель и исследователь // Инновационные внедрения в области педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практич. конференции. Москва. М.: Федеральный центр науки и образования «Эвенсис», 2017. С. 45–47.
15. Kaku M. The Future of The Mind. Doubleday Publishing Group, 2017. 502 p.