ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ: РАЗРАБОТКА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация
В условиях роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг интернационализация системы российского образования и привлечение большего числа иностранных студентов продолжает оставаться важной стратегической задачей. Особую значимость она приобретает для региональных опорных вузов. В статье описывается опыт разработки русскими преподавателями образовательных программ подготовки магистров на английском языке. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин при выполнении такой работы, и предлагаются возможные способы их решения. Выявляется наличие специфического межакадемического барьера при коммуникации на английском языке, а также определяется ряд функций преподавателя, выполнение которых помогает преодолеть этот барьер на разных уровнях. При этом особое внимание уделяется таким профессиональным ролям, как адаптер и медиатор, овладение которыми является принципиально важным для эффективного взаимодействия с иностранными студентами. Предлагаются практические рекомендации по устранению различных профессиональных трудностей, которые могут возникнуть при разработке англоязычных магистерских программ. Делается вывод о необходимости иноязычной социализации и психологической адаптации русских преподавателей к специфике межакадемической коммуникации на английском языке.
Об авторах
И. Е. АбрамоваРоссия
Абрамова Ирина Евгеньевна – доктор филологических наук, доцент
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
А. В. Ананьина
Россия
Ананьина Анастасия Валерьевна – старший преподаватель
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Список литературы
1. Косевич А.В. Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический журнал. 2016. № 1. URL: http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-20164/?print=pdf
2. Агранович М.Л., Аржанова И.В., Галичин В.А., Боревская Н.Е. и др. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2010. 280 с.
3. Копейкин В.М. Высшее образование в России и проблемы его интеграции в европейское пространство высшего образования (ЕВПО) // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сборник материалов XI Международной научной конференции «Сорокинские чтения – 2017» (г. Москва, 20–21 февраля 2017 г.). М.: МАКС Пресс, 2017. С. 351–353.
4. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Логос, 2013. 420 с.
5. Арефьев А.Л. Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 10. С. 31–38.
6. Lewis M.P., Simons G.F., Fennig C.D. (Eds.). Ethnologue: Languages of the World. Dallas, Texas: SIL International, 2016. URL: http:// www.ethnologue.com/19/
7. Французская Е.О., Дерюшева В.Н. Подготовка преподавателя вуза к реализации образовательных программ нелингвистического профиля на английском языке // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 162–168.
8. Гофман И. Лекция // Социологическое обозрение. 2016. Т. 6. № 2. С. 4–26.
9. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2007. 61 с.
10. Ortaçtepe D. The Development of Conceptual Socialization in International Students: A Language Socialization Perspective on Conceptual Fluency and Social Identity. Cambridge Scholars Publishing, 2012. 250 p.
11. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122–136.
12. Pronunciation Tips. BBC Learning English. URL: http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/grammar/pron/
13. How to Speak so That People Want to Listen. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eIho2S0ZahI