ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В данной статье обоснована определяющая роль курса общевоенных дисциплин в системе военного обучения студентов, являющегося основным инструментом в формировании у них высоких профессионально-нравственных качеств военнослужащего, высоковостребованных не только в военной, но и во всех других сферах деятельности личности, общества и государства. Обобщены результаты проведённых исследований (экспериментов) и опыта прохождения военной службы офицерами запаса – выпускниками военных кафедр, подтвердившие неэффективность сложившейся в системе военного обучения студентов многолетней практики традиционного прохождения курса общевоенных дисциплин. Предложен системный подход к повышению эффективности и качества военного обучения студентов, предусматривающий целостное совершенствование основных составляющих такого обучения: правовой, содержательной, организационной, методической, научной, технико-технологической, контрольной, мотивационной, воспитательной, кадровой, экономической. Определены приоритеты в развитии каждой составляющей, предложены инновационные формы обучения студентов военных кафедр – комплексные тактико-специальные учебные задачи (КТСУЗ) и комплексные групповые упражнения, обеспечивающие формирование соответствующих современным требованиям глубоких знаний, уверенных практических навыков и умений в исполнении обязанностей по должностному предназначению в реальных условиях повседневной и боевой деятельности. Реализация предлагаемого подхода будет способствовать решению проблемы повышения эффективности и качества военного обучения студентов, открывает широкие возможности для проведения научных исследований в данной области, в совокупности определяя одновременно общую стратегию совершенствования качественных параметров функционирования всей системы.
Об авторах
В. С. ДобровольскийРоссия
Добровольский Валерий Станиславович – кандидат военных наук, доцент военной кафедры
125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Г. Г. Шпаков
Россия
Шпаков Геннадий Георгиевич – начальник военной кафедры
125319, Москва, Ленинградский пр., 64
Список литературы
1. Абрамов А.Н., Ротков Л.Ю., Симонов А.В., Трембовецкий В.В. Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 17–24.
2. Ендовицкий Д.А., Шамаев В.Г. Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 129–131.
3. Ротков Л.Ю., Абрамов А.Н., Руг А.В. Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 23–29.
4. Добровольский В.С. О некоторых подходах к повышению качества военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин // Материалы научно-практической конференции в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по военному обучению студентов. М.: МАДИ, 2018. С. 20–45.
5. Добровольский В.С., Шпаков Г.Г. Инновационный подход к решению проблемы повышения качества военной подготовки студентов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 1; Добровольский В.С. Подготовка офицеров запаса: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2002. № 4. С. 37–42.
6. Шпаков Г.Г. Требования к профессорскопреподавательскому составу военных кафедр в вузах // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (29). С. 131–133.
7. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА, 2010. 389 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.