ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
Статья посвящена проблемам трансформации отношения россиян к военной службе в течение последнего десятилетия, а также вопросам динамики мотивационноценностной сферы курсантов военных образовательных организаций в процессе обучения. На основе анализа научной литературы, данных опросов общественного мнения и собственных исследований автор делает вывод о восстановлении престижа военной профессии, повышении социально-экономического статуса военнослужащих, укреплении уверенности курсантов в правильности выбора профессии. Среди мотивов поступления в военную образовательную организацию на протяжении всего периода наблюдений доминируют военно-профессиональные мотивы. Система ценностных координат курсантов также остаётся стабильной, они в целом гордятся службой в Вооружённых силах и разделяют нормы и ценности военной службы. Применение анализа соответствий позволило автору выявить связь между различными мотивами и ценностями и измерить степень близости между курсантами разных курсов в мотивационно-ценностном пространстве. Автор делает вывод о последовательной трансформации системы мотивации курсантов по мере взросления. Первокурсников в большей степени привлекают прагматичные, материальные преимущества военной службы. Второй, третий и четвёртый курсы занимают промежуточную позицию, на этом этапе происходит процесс переосмысления профессионального выбора. У выпускников в наибольшей степени сформирована военно-профессиональная направленность, наибольшую ценность для них представляет интерес к выбранной военно-учётной специальности.
Об авторе
Е. Н. КарловаРоссия
Карлова Екатерина Николаевна – кандидат социологических наук, доцент, старший научый сотрудник
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Список литературы
1. Бурда С.М. Престиж военной службы // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 63–69.
2. Половнев А., Юрченко Ю. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров // Ориентир. 2004. № 12. С. 36–42.
3. Веремчук В.И., Крутилин Д.С. Имидж командира Вооруженных сил Российской Федерации в воинских коллективах // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 122–130.
4. Горемыкин В.П. Военное образование: цель – на развитие // Вестник военного образования. 2017. № 1. С. 4–13.
5. Дигин С.Н. Профессиональная социализация курсантов в военном вузе в современных условиях: социологический анализ: дисс. … канд. социол. наук. Екатеринбург. 2009. 14 с.
6. Карлова Е.Н. Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 135–142.
7. Franke V.C. Duty, Honor, Country: The Social Identity of West Point Cadets // Armed Forces & Society. 2000. Vol. 26(2). Р. 175–202.
8. Priest R.F., Beach J. Value Changes in Four Cohorts at the U.S. Military Academy // Armed Forces & Society. 1998. Vol. 25(1). P. 81–102.
9. Sondheimer R.M., Toner K., Wilson I. Cadet Perceptions of Military and Civilian Ideology: A Research Note // Armed Forces & Society. 2013. Vol. 39(1). P. 124–134.
10. Дегтярев А.К., Литвиненко Е.Ю. Курсанты ввузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 69–75.