Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе

Аннотация

Применительно к инженерной деятельности в статье ставится вопрос о первостепенной значимости профессиональной составляющей в компетенции «умение работать в команде». В связи с этим сопоставляются требования профессиональных стандартов по инженерным видам деятельности и Федеральных государственных образовательных стандартов и фиксируется наличие разрывов в позициях работодателей и академического сообщества в отношении данной компетенции. С общеметодологических и праксеологических позиций рассматривается её онтология и аргументируется необходимость фокусировать инженерные вузы на развитии умения работать в команде как профессиональной компетенции. На 10-летнем опыте Губкинского университета показывается эффективность использования для этой цели междисциплинарных тренингов в виртуальной среде профессиональной деятельности.

 

Об авторах

М. Н. Филатова
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва
Россия
д-р социол. наук, проф., проректор по учебно-воспитательной работе, завкафедрой философии и политологии


В. С. Шейнбаум
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва
Россия
канд. техн. наук, проф., научный руководитель Института проблем кадрового потенциала ТЭК


П. Г. Щедровицкий
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Россия
канд. филос. наук, проф., президент фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого»


Список литературы

1. Шервуд Д. Видеть лес за деревьями. Системный подход для совершенствования бизнес-модели / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.

2. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.

3. Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48–51; Полупан К.Л. Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 116 –121.

4. Глазунова Е.Г. Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера // Вестник Воронежского технического университета. 2012. Т. 8. № 10-2. С. 61–64.

5. Малышева А.Д. Способность работать в команде как общекультурная компетенция // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=26191

6. Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г., Якимова О.Ю. Социология управления: учебное пособие. М.: Академия Естествознания, 2013.

7. Macintosh-Fletcher D. Teaming by design: real team for real people. New York, VcGraw Hill, 1996.

8. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2001.

9. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

10. Щедровицкий П.Г., Кузнецов Ю.В. От разделения труда к разделению деятельности // Философские науки. 2014. № 6. С. 49–64.

11. Шейнбаум В.С. Методология инженерной деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород, 2007. 360 с.

12. Еременко В. Создание и развитие команды // Управление компанией. 2004. № 1. С. 36–41

13. Лоргина Н.Н., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Теория производства полуфабрикатов и её приложение к высшему и дополнительному профессиональному образованию // Дополнительное профессиональное образование. 2004. № 4.

14. Владимиров А.И., Шейнбаум В.С. Подготовка специалистов в виртуальной среде профессиональной деятельности – веление времени // Высшее образование сегодня. 2007. №7. С. 2–6.

15. Шейнбаум В.С. Междисциплинарное деятельностное обучение в виртуальной среде инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 61–68.

16. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры // Вопросы методологии. 1994. № 1-2. С. 112–137.


Рецензия

Просмотров: 471


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)