Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 27, № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF
1287
Аннотация

В статье изложены тенденции развития маркетинга образования в России. Описан маркетинговый комплекс вуза, методы оценки его конкурентоспособности и спроса на образовательные программы. Обосновывается необходимость применения организациями высшего образования принципов некоммерческого маркетинга.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ 

679
Аннотация

В настоящее время процесс модернизации системы управления высшими учебными заведениями является одним из вызовов, стоящих перед руководителями образовательных организаций в сфере высшего образования Российской Федерации. В связи с этим целью настоящего исследования мы обозначили оценку эффективности внедрения инновационной системы рейтинговой оценки индивидуальной деятельности преподавателей в Курском государственном медицинском университете, а также определение вклада показателей научно-исследовательской активности педагога в общую картину рейтинговой оценки. Методология и методики исследования. В качестве оценочных критериев эффективности внедрения системы рейтинга были использованы показатели внешнего мониторинга, проведённого Межведомственной комиссией по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования Министерства образования Российской Федерации за 2013-2017 гг., а также результаты анонимного анкетирования 50 респондентов профессорско-преподавательского состава клинических и неклинических кафедр. Анкеты были сформированы и распространены с помощью электронного ресурса (GoogleForms). Результаты собственных исследований: в 2017 году значение интегрального показателя «Научно-исследовательская деятельность» университета увеличилось в 2,2 раза, по сравнению с 2013 годом. Опираясь на мнение научно-педагогических работников, можно отметить, что большинство согласны с необходимостью внедрения такой системы в вузе и считают перечень критериев, оценивающих деятельность преподавателей, недостаточным в связи с чем сотрудниками кафедр было выдвинуто предложение об увеличении количества критериев для более полного и всестороннего анализа их деятельности.  Учитывая полученные данные, можно сделать вывод о том, что показатели научной активности целесообразно считать одним из основных инструментов управления результатами работы педагогов и структурных подразделений, так как они вносят значительный вклад в рейтинг вуза в целом и являются наиболее управляемым компонентом рейтинга. Однако, данный пул показатель нельзя считать рейтингобразующим, так как в целом рейтинг преподавателя базируется на системе поощрения, соответственно которой можно добиться роста и других показателей, варьируя их весовой ценностью. Практическая значимость работы складывается из совокупности мероприятий и предложений, разработанных авторами и способствующих росту наукометрических показателей, не только индивидуальной деятельности преподавателя, но и кафедры и вуза в целом.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 

1209
Аннотация

Аннотация. В статье рассматривается вопрос обучения иранских студентов-филологов культуре речевого общения и поведения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Обосновывается необходимость выделения категории речевого этикета и речевого поведения в процессе обучения русскому языку и значимость знаний о нормах общения, принятых в русской лингвокультурной общности и в межкультурной коммуникации. Отмечается, что обучение русскому языку в иранской аудитории с подчеркнутым вниманием к стилистически правильному оформлению речи и с учетом социокультурного фактора будет способствовать достижению высокого уровня профессионализма и позволит подготовить студентов-филологов в области межкультурной коммуникации. На основе опыта преподавания русского языка как иностранного дается методические рекомендации по обучению культуре русского речевого общения в иранской аудитории.

1220
Аннотация
В статье освящены вопросы применения дистанционного обучения при работе со студентами высшего учебного заведения. Подробно рассматривается применение данной формы обучения в работе с обучающимися заочного отделения и студентами дистанционной формы обучения технического университета. Приводятся и поэтапно разбираются блоки электронной учебной дисциплины: инструктивный, коммуникативный, информационный и итоговый контрольный. Приводятся различия и сходства заочной и дистанционной форм обучения. Отмечается специфика преподавания химических дисциплин - обязательная экспериментальная работа в химической лаборатории. В статье доказана перспективность применения дистанционного обучения при обучении студентов различных форм обучения.

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

9-19 329
Аннотация

В настоящее время процесс модернизации системы управления высшими учебными заведениями является одним из вызовов, стоящих перед руководителями образовательных организаций в сфере высшего образования Российской Федерации. В связи с этим целью настоящего исследования мы обозначили определение эффективности внедрения инновационной системы рейтинговой оценки индивидуальной деятельности преподавателей в Курском государственном медицинском университете, а также определение вклада показателей научно-исследовательской активности педагога в общую картину рейтинговой оценки. Методология и методики исследования. В качестве оценочных критериев эффективности внедрения системы рейтинга были использованы показатели внешнего мониторинга, проведённого Межведомственной комиссией по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования Министерства образования Российской Федерации за 2013–2017 гг., а также результаты анонимного анкетирования 50 респондентов профессорско-преподавательского состава клинических и неклинических кафедр. Анкеты были сформированы и распространены с помощью электронного ресурса (GoogleForms). Результаты собственных исследований таковы: в 2017 г. значение интегрального показателя «Научно-исследовательская деятельность» университета увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2013 г. Опираясь на мнение научно-педагогических работников, можно отметить, что большинство согласны с необходимостью внедрения такой системы в вузе и считают перечень критериев, оценивающих деятельность преподавателей, недостаточным, в связи с чем сотрудниками кафедр было выдвинуто предложение об увеличении количества критериев для более полного и всестороннего анализа их деятельности. Учитывая полученные данные, можно сделать вывод о том, что показатели научной активности целесообразно считать одним из основных инструментов управления результатами работы педагогов и структурных подразделений, так как они вносят значительный вклад в рейтинг вуза в целом и являются наиболее управляемым компонентом рейтинга. Однако данный пул показателей нельзя считать рейтингообразующим, так как в целом рейтинг преподавателя базируется на системе поощрения, соответственно которой можно добиться роста и других показателей, варьируя их весовую ценность. Практическая значимость работы складывается из совокупности мероприятий и предложений, разработанных авторами и способствующих росту наукометрических показателей, не только индивидуальной деятельности преподавателя, но и кафедры и вуза в целом.

 

20-30 380
Аннотация

В статье указывается проблема усиления конкуренции на рынках образовательных услуг, особенно актуальная для высшего образования. Изложены этапы и основные проблемы научных исследований в области маркетинга образования в Российской Федерации. Приведены наиболее значимые работы по проблемам экономики и маркетинга образовательных услуг. Прослеживается тенденция последнего десятилетия: основная часть исследований маркетинга образования находится в плоскости управления и экономики высшей школы. Описан маркетинговый комплекс вуза, состав и содержание направлений маркетинговой деятельности на рынках высшего образования. В частности, прогнозирование спроса на выпускников вузов исходя из потребностей рынков труда, управление развитием вуза в соответствии с экономической конъюнктурой, управление репутацией в высшем образовании. Отмечается значимость социальных эффектов деятельности образовательной организации при оценке её конкурентных позиций. Показана органичность применения образовательными организациями принципов и технологий маркетинга отношений. Практическую значимость для высшей школы имеют маркетинговые методы оценки конкурентоспособности образовательной организации и спроса на образовательные программы. Обосновывается необходимость маркетингового управления образовательными организациями в современных условиях, а также необходимость применения организациями высшего образования принципов некоммерческого маркетинга. Названы подходы к организации подразделений вуза, отвечающих за маркетинговые функции. Сформулированы принципы маркетинга образовательной организации, обеспечивающие укрепление его конкурентных позиций. Автор утверждает, что в образовании происходит эволюция маркетинговых функций – от ситуативного использования инструментов маркетинга к стадии, когда управление образовательным учреждением строится на маркетинговых принципах, а маркетинг становится философией управления и определяет корпоративную культуру.

31-40 324
Аннотация

Характеризуется отечественный вариант международного рейтингования вузов, описаны 17 индикаторов Московского международного рейтинга вузов (МосМР) «Три миссии университета», представленные в трёх группах: Образование (суммарный вес 45%), Наука (25%), Университет и общество (30%). Рассмотрена роль МосМР в адекватной оценке глобального образовательного пространства. Отмечено, что в процедуру рейтингования в нём внесены новые конструктивные элементы, полнее соотносящие сферу образования с другими социальными сферами.

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 

41-49 2292
Аннотация

Развитые и развивающиеся страны вступили в стадию, принятую называть «Обществом образования», или «Информационным обществом». По существу, это синонимы, так как они фиксируют два связанных обстоятельства. Первое заключается в том, что современные научно-технологические и социально-политические знания оказывают всёвозрастающее влияние на все стороны общественного бытия. Второе – в создании и производстве этих знаний неуклонно возрастает роль систем искусственного интеллекта (ИИ). С максимальной интенсивностью создаются программно-технические комплексы универсального человекоподобного интеллекта (УЧИ) и искусственного суперинтеллекта (ИСИ). По замыслу их создателей в обозримом будущем эти системы, особенно ИСИ, смогут решать задачи, с которыми не всегда в состоянии справиться человеческий интеллект. Поэтому, с одной стороны, использование этих программно-технических комплексов в высшем образовании имеет ряд бесспорных преимуществ, делая его более доступным, универсальным, способным транслировать в вузовские процессы самые сложные современные научно-технические знания и через подготовку кадров высшей квалификации радикально влиять на все стороны жизни. С другой стороны, исследователи образовательных процессов высказывают опасения, что внедрение систем УЧИ и ИСИ в вузовское образование может иметь и негативные последствия, приводящие не только к исчезновению целого ряда интеллектуальных профессий, но и к сокращению специалистов, и что в предельном варианте они представляют опасность существованию человечества в целом. До тех пор пока эти процессы не подвергнуты глубокому научному осмыслению, и компьютерная эйфория, и цифровой алармизм не могут стать основанием для определения образовательной политики в этой области. Внедрение ИИ в высшее образование должно проводиться не только энергично, но и с определённой осторожностью.

 

50-57 449
Аннотация

Статья выражает позицию автора в активизировавшихся в настоящее время дискуссиях относительно возможностей и ограничений системы «Антиплагиат». Функции «Антиплагиата» соотнесены с проблемами научной деятельности, обозначившимися в постнеклассический период развития науки. Автор поддерживает тезис о том, что использование данной системы, даже при наличии определённых недостатков, в существующих условиях является объективной необходимостью. Приведены контраргументы относительно наиболее часто называемых проблем, возникающих при использовании «Антиплагиата», сформулированы условия эффективного применения системы в научной и образовательной практике.

 

58-65 249
Аннотация

Представлены соображения относительно двух различных форм приёма экзаменов у студентов высших учебных заведений – устной и письменной. Высказано мнение, что решающим аргументом для принятия решения о том, какой из двух возможных форм – устной или письменной – надлежит воспользоваться, должна быть возможность выявления таких знаний студента, которые не связаны с какими-либо иными способами получения им информации извне. Констатировано, что единственным приемлемым вариантом оценки подобных знаний в современных условиях может служить только экзамен в устной форме.

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА 

66-70 328
Аннотация

В развитии инженерного образования не было периода, сопоставимого с текущими изменениями по темпам и качеству, что особенно заметно на фоне стремительного роста инженерного сектора в мировой экономике. Эти тенденции предъявляют к инженерному образованию повышенные требования с точки зрения эффективного педагогического взаимодействия как в сфере среднего специального, так и высшего образования и разработки новых дидактических и педагогических парадигм. Вследствие этого учреждения инженерного образования во всем мире нуждаются в создании единого банка педагогических идей, благодаря которым инженерное образование сможет получить импульс к дальнейшему развитию. В то же время внимания требуют методологические и организационные проблемы инженерного образования, поскольку сотрудничество, мультимедийная коммуникация и совместное решение сложных проблем будут играть всё более важную роль в ближайшем будущем. В статье представлен опыт текущих исследований и обсуждаются лучшие педагогические практики и решения, которые могут использоваться в разработке новых подходов в инженерном образовании на мультидисциплинарной основе.

71-82 377
Аннотация

Применительно к инженерной деятельности в статье ставится вопрос о первостепенной значимости профессиональной составляющей в компетенции «умение работать в команде». В связи с этим сопоставляются требования профессиональных стандартов по инженерным видам деятельности и Федеральных государственных образовательных стандартов и фиксируется наличие разрывов в позициях работодателей и академического сообщества в отношении данной компетенции. С общеметодологических и праксеологических позиций рассматривается её онтология и аргументируется необходимость фокусировать инженерные вузы на развитии умения работать в команде как профессиональной компетенции. На 10-летнем опыте Губкинского университета показывается эффективность использования для этой цели междисциплинарных тренингов в виртуальной среде профессиональной деятельности.

 

83-87 276
Аннотация

Рассмотрены вопросы методологического статуса инженерной педагогики в системе профессионального образования, уточнена её предметная область, обоснован системный подход в исследовании инженерной педагогики (в рамках полнокомпонентной системы профессионально-педагогического образования), позволяющий выделить имплицитные и апикальные составляющие в содержании инженерной педагогики, определены детерминанты инвариантности содержания инженерной педагогики, показаны изменения в структуре профессионального образования, обозначившие тенденции в развитии инженерной педагогики, её место и роль в системе профессионального образования.

 

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

88-95 6787
Аннотация

В данной статье анализируется роль социальных лифтов в современном обществе, рассматривается их функция в образовании. Отображена роль социальных лифтов в противодействии наследуемой бедности и консервации элит. Образование – не единственная сфера человеческой деятельности, обладающая функцией социального лифта, но значение именно этой разновидности социальных лифтов в настоящее время особенно велико. Показаны проблемы, которые возникают в функционировании этих социальных лифтов. Рассматриваются различные факторы, которыми обусловлен неравный доступ к образованию представителей разных социальных слоёв. Акцентируется внимание на том, что социальный лифт должен представлять собой не базу для социального иждивенчества, а систему возможностей для реализации обучающимися максимума собственных усилий. Социальное равенство уместно на старте карьеры, но далее оно должно становиться базой для заслуженных различий.

96-107 386
Аннотация

Целью статьи является рассмотрение доверия как основы вузовской жизни и нематериального актива развития высшего образования. На основании эмпирических данных авторского социологического исследования проведен анализ проблемы доверия/недоверия в отечественной высшей школе. Дана интерпретация трёх видов доверия в высшем образовании – институционального, общностного, морального. Охарактеризованы важнейшие функции доверия. Показаны проявления презумпции недоверия образовательного менеджмента к академическому сообществу и эффект «бумеранга недоверия» образовательных общностей к управлению. Авторы доказывают, что корни недоверия в высшем образовании связаны со сложившейся системой образовательной бюрократии, навязывающей культуру недоверия на всех уровнях и во всех сферах вузовской жизни. Раскрыты условия и возможности превращения доверия в нематериальный актив развития высшей школы.

 

108-112 214
Аннотация

На основе анкетирования студентов выпускных курсов технических специальностей рассматривается система факторов, обусловливающих мотивацию выбора места работы в контексте обеспечения стабильного трудоустройства и возможного продвижения по карьерной лестнице, начиная с деятельности на рабочих должностях. Выявлены приоритетные факторы, определяющие выбор места будущей профессиональной деятельности молодого специалиста. Определены доминирующие и особо значимые факторы, охарактеризована их взаимосвязь. Дана объективная характеристика профессиональной и психологической готовности будущих специалистов работать по специальности в рамках выбранной профессии. На основании исследования определены системообразующие факторы эффективного трудоустройства молодых специалистов.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

113-119 263
Аннотация

Формирование потенциала для работы в глобальной среде – это серьёзный вызов для любого университета. Современные университеты накопили огромный опыт международного сотрудничества, однако в условиях усиливающихся взаимозависимости и конкуренции, а также ограниченности ресурсов императивом становится разработка инновационных стратегий интернационализации как ресурса развития вуза. В статье проведён анализ изменений подходов к интернационализации университета на основе развития стратегического партнёрства и повышения их эффективности в условиях глобализации. Представлены модели международного стратегического партнёрства в зависимости от моделей интеграционных связей и сложности партнёрских отношений.

120-124 281
Аннотация

В статье рассматривается вопрос обучения иранских студентов-филологов культуре речевого общения и поведения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Обосновывается необходимость выделения категории речевого этикета и речевого поведения в процессе обучения русскому языку и значимость знаний о нормах общения, принятых в русской лингвокультурной общности и в межкультурной коммуникации. Отмечается, что обучение русскому языку в иранской аудитории с подчёркнутым вниманием к стилистически правильному оформлению речи и с учётом социокультурного фактора будет способствовать достижению высокого уровня профессионализма и позволит подготовить студентов-филологов в области межкультурной коммуникации. На основе опыта преподавания русского языка как иностранного даются методические рекомендации по обучению культуре русского речевого общения в иранской аудитории.

 

EDUCATION ONLINE 

125-134 9807
Аннотация

Актуальность изучения онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в России и возможностями их использования для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки теоретико-педагогический анализ онлайн-курсов как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес и определяет цель данного исследования. На основе анализа научной педагогический литературы выявлены особенности онлайн-курсов и уточнено определение понятия «онлайн-курс». Автором предложено определение онлайн-курса как организованного целенаправленного образовательного процесса, построенного на основе педагогических принципов электронного обучения, реализуемого на основе технических средств современных информационных технологий и представляющего собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля. Автором разработана классификация онлайн-курсов на основе выделения шести критериев: принцип построения, взаимодействие обучающихся, продолжительность обучения, организация обучения, цель обучения и доступ к курсу. Названные критерии определили категории курсов, внутри которых представлены онлайн-курсы тридцати типов, рассмотренные подробно в описательной части классификации. Каждый курс может быть определён однозначно при классификации по одному признаку и отнесён к нескольким типам при рассмотрении разных его признаков.

135-139 405
Аннотация

В статье освещены вопросы применения дистанционного обучения при работе со студентами высшего учебного заведения. Подробно рассматривается применение данной формы обучения в работе с обучающимися заочного отделения и студентами дистанционной формы обучения технического университета. Приводятся и поэтапно разбираются блоки электронной учебной дисциплины: инструктивный, коммуникативный, информационный и итоговый контрольный. Приводятся различия и сходства заочной и дистанционной форм обучения. Отмечается специфика преподавания химических дисциплин, связанная с обязательной экспериментальной работой в химической лаборатории. В статье доказана перспективность применения дистанционного обучения при обучении студентов различных форм обучения.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

140-151 236
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы преподавания одного из обязательных учебных курсов, которые входят в программу подготовки к экзамену, необходимому для защиты диссертации на степень кандидата наук. Непосредственной прагматической целью введения нового учебного предмета «История и философия науки» в 2007 г. было знакомство аспирантов и соискателей с азами научно-исследовательского труда, демонстрация норм профессиональной научной работы. Прошедшие годы активной преподавательской работы принесли ценнейший опыт, который необходимо осмыслить. Достоинства и недостатки данного курса, а главное – его общекультурные смыслы– могут быть детально обсуждены на базе апробированных педагогических практик. Знакомство с историко-научными сюжетами существенно обогащает представление о научном труде как спокойной, ритмичной, строго нормированной профессиональной работе. История науки показывает, как тесно связан опыт познания с опытом экзистенции. Современная эпистемология и философия науки – открытая арена столкновения мнений, позиций, принципов и концепций. И это большое достоинство для знакомства молодёжи с методологическим плюрализмом, который характеризует динамику научных исследований. Сегодня именно курс «История и философия науки» в наибольшей степени приспособлен к тому, чтобы формировать у слушателей такую универсальную компетенцию, как навыки самостоятельного критического мышления.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 

152-167 469
Аннотация

Проанализирован вклад, который внесли учёные, преподаватели, инженеры Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Московского высшего технического училища, Императорского Московского технического училища) в научно-методическое обеспечение высшей школы России, а также в развитие мирового инженерного образования. Подчёркнуто значение «Русского метода обучения ремёслам». Дана характеристика уровневого инженерного образования в XIX и ХХ вв.: сочетание теоретических, общеинженерных дисциплин и практической специализированной подготовки; политехнизация инженерного образования в России; совместимость уровневого образования в бакалавриате и магистратуре с обучением по специальностям; включение экономической подготовки в инженерное образование; необходимость всесторонней постоянной модернизации инженерного образования и учёта меняющихся требований работодателей к выпускникам вузов. Статья освещает такие аспекты деятельности МГТУ, как выделение из МВТУ целого ряда инженерных институтов в 1930-х годах, оптимизация сроков подготовки по инженерным специальностям, конвергенция технического и классического университетского образования, университизация инженерного образования, создание Ассоциации технических университетов, деятельность научно-образовательных центров как новый этап Русского метода подготовки инженеров, вклад бауманцев в развитие информационных технологий в инженерном образовании, участие МГТУ в государственно-общественном управлении системой высшего образования, углубление международной академической мобильности студентов и преподавателей.

КРУГОЗОР 

1082
Аннотация
Формирование потенциала для работы в глобальной среде - это серьезный вызов для любого университета. Современные университеты накопили огромный опыт международного сотрудничества, однако в условиях усиливающихся взаимозависимости и конкуренции, а также ограниченности ресурсов императивом становится разработка инновационных стратегий интернационализации как ресурса развития вуза.В статье проведен анализ изменений подходов к интернационализации университета на основе развития стратегического партнерства и повышения их эффективности в условиях глобализации. Представлены модели международного стратегического партнерства в зависимости от моделей интеграционных связей и сложности партнерских отношений


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)