Онлайн-курс: определение и классификация
Аннотация
Актуальность изучения онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в России и возможностями их использования для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки теоретико-педагогический анализ онлайн-курсов как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес и определяет цель данного исследования. На основе анализа научной педагогический литературы выявлены особенности онлайн-курсов и уточнено определение понятия «онлайн-курс». Автором предложено определение онлайн-курса как организованного целенаправленного образовательного процесса, построенного на основе педагогических принципов электронного обучения, реализуемого на основе технических средств современных информационных технологий и представляющего собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля. Автором разработана классификация онлайн-курсов на основе выделения шести критериев: принцип построения, взаимодействие обучающихся, продолжительность обучения, организация обучения, цель обучения и доступ к курсу. Названные критерии определили категории курсов, внутри которых представлены онлайн-курсы тридцати типов, рассмотренные подробно в описательной части классификации. Каждый курс может быть определён однозначно при классификации по одному признаку и отнесён к нескольким типам при рассмотрении разных его признаков.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ГречушкинаРоссия
старший преподаватель
Список литературы
1. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. URL: http://edumarket.digital (дата обращения 01.04.2018).
2. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216432/ (дата обращения 01.04.2018).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 2730ФЗ // ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/7029 1362/#friends#ixzz3qq5FE2Mj (дата обращения: 01.04.2018)
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Под ред. Д. Бадарча. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
6. Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение / А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов, В.В. Баландина; Владим. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 182 с.
7. Насибуллов Р.Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ – начало ХХI вв.) / Под общ. ред. А.Н. Хузиахметова. Казань: Хэтер, 2013. 176 с.
8. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.В. Позняка. Минск: БГУ, 2003. 227 с.
9. Селиванова Е.Ю. Электронное обучение за рубежом: примеры МООК [Электронный ресурс]. URL: http://zlatmk.ru/ehlektronnoeobuchenie-za-rubezhom-primery-mook (дата обращения 01.04.2018)
10. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. №10. С. 135–146.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
12. Современные проблемы информатизации образования / Рук. авт. коллектива и отв. ред. М.П. Лапчик. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. 404 с.
13. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы. // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148–155.
14. Михеева О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сб. науч. трудов X Юбилейной международной науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Сухомлина. М.: МГУ, 2015. C. 58–66.
15. Голубева А.Н. Массовые открытые онлайн-курсы: понятие, классификация и опыт применения в системе высшего образования // Вопросы педагогики. 2017. № 7. С. 25–29.