О роли МГТУ им. Н.Э. Баумана в научно-методическом обеспечении высшей школы России (к 30-летию создания УМО)
Аннотация
Проанализирован вклад, который внесли учёные, преподаватели, инженеры Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Московского высшего технического училища, Императорского Московского технического училища) в научно-методическое обеспечение высшей школы России, а также в развитие мирового инженерного образования. Подчёркнуто значение «Русского метода обучения ремёслам». Дана характеристика уровневого инженерного образования в XIX и ХХ вв.: сочетание теоретических, общеинженерных дисциплин и практической специализированной подготовки; политехнизация инженерного образования в России; совместимость уровневого образования в бакалавриате и магистратуре с обучением по специальностям; включение экономической подготовки в инженерное образование; необходимость всесторонней постоянной модернизации инженерного образования и учёта меняющихся требований работодателей к выпускникам вузов. Статья освещает такие аспекты деятельности МГТУ, как выделение из МВТУ целого ряда инженерных институтов в 1930-х годах, оптимизация сроков подготовки по инженерным специальностям, конвергенция технического и классического университетского образования, университизация инженерного образования, создание Ассоциации технических университетов, деятельность научно-образовательных центров как новый этап Русского метода подготовки инженеров, вклад бауманцев в развитие информационных технологий в инженерном образовании, участие МГТУ в государственно-общественном управлении системой высшего образования, углубление международной академической мобильности студентов и преподавателей.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. КоршуновРоссия
канд. техн. наук, доцент, проректор по научно-методической работе
Список литературы
1. Полежай В.Г. Реформа российского образования 1915–1917 гг. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 89–95.
2. Волчкевич И.Л. Сословие вольных людей. Книга о Бауманском и бауманцах. Т. 1. Становление школы. М.: Рубежи XXI, 2009. 536 с.
3. Русская система обучения ремёслам. Истоки и традиции. Т. I. М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана; ООО «Высшая Школа Инженерного Бизнеса», 2015. 244 с.
4. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 151–162.
5. Подготовка инженеров в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана / Г.Ф. Баландин, С.В. Белов, Е.И. Бобков и др.; под ред. Е.И. Бобкова, И.П. Кунаева. М.: Высшая школа, 1983. 199 с.
6. Документальный сериал «Русские без России». Путешествие по Америке в поисках России / Автор-руководитель проекта – Е. Чавчавадзе, сценарий И. Балашова, режиссёр Г. Огурная. ВГТРК, 2012.
7. Анцупова Г.Н., Павлихин Г.П. Ректоры МГТУ им. Н.Э. Баумана (1830–2003). М.: ООО «Военный парад», 2003. 288 с.
8. Коршунов С.В. Российские купцы и Императорское Московское техническое училище. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 373 с.
9. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции (Социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 368 с.
10. Норенков И.П. Состояние и тенденции развития информатизации образования. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 48 с.
11. Информационные технологии в инженерном образовании / Под ред. С.В. Коршунова, В.Н. Гузненкова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 432 с.
12. Зимин А.М. Лаборатории удалённого доступа в практической подготовке инженеров XXI века. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 64 с.
13. Виртуальные учебно-исследовательские лаборатории / О.С. Козлов, И.П. Норенков, В.А. Трудоношин, М.Ю. Уваров. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 36 с.
14. Коршунов С.В. Государственно-общественные объединения в системе инженерного образования России. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 328 с.
15. Максимов Н.И. Мерцающие функции в УМО // Аккредитация в образовании. 2017. № 6 (98). С. 26–33.