Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О педагогике, её словах, понятиях и текстах

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-9-19

Аннотация

Статья продолжает и развивает ранее высказанные автором идеи о языковой образованности педагога, о педагогическом дискурсе, об ответственном отношении к базовым концептам педагогики, о языке научно-педагогических публикаций и диссертаций по педагогике, об эстетическом измерении педагогического текста. В данной статье рассматривается новая проблемная ситуация в педагогике, связанная с современным развитием в ней языковых и дискурсивных процессов. Предпринимается попытка оценить эти явления и их последствия. Автором высказывается субъективный взгляд на эти процессы, он обосновывается наблюдениями над употреблением слов, понятий и построением текстов в современной педагогике. Эти наблюдения сопровождаются теоретическими оценками автора. Внимание обращается на идею совершенства нехудожественного теста, что связано с его соответствием эстетической выразительности, с принципами соответствия поэтике и стилистике нехудожественного текста. Размышления автора сопровождаются примерами некорректного употребления понятий и педагогической лексики, а также примерами выразительности в научно-педагогических текстах Г.И. Щукиной. Автор связывает отрицательные явления в языковом оформлении современных текстов по педагогике с ослаблением внимания к методологии педагогики, с отсутствием глубокого интереса к её философским основам, к выявлению фундаментального ядра науки, что ведёт к некритическому и некорректному заимствованию языка других областей знания, к разрастанию самой педагогики и утрате её собственных границ, к безграничному расширению педагогического тезауруса с заменой базовых концептов самой педагогики понятиями из других областей гуманитарного знания.

Об авторе

А. С. Роботова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

д-р пед. наук, проф.,

191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 11



Список литературы

1. Галина Ивановна Щукина: Труды и дни / Сост. М.А. Верб, И.Г. Шапошникова; Отв. ред. А.П. Тряпицына. СПб., 1997.

2. Орлов А.А. Специфика современного педагогического знания // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №3. С. 222– 225.

3. Степанов П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. №2. С. 121–129.

4. Михайлова М.В. Эстетика классического текста. Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. СПб., 2012. URL: http://cheloveknauka.com/estetikaklassicheskogo-teksta

5. Возможна ли истина в гуманитарных науках? Материалы «круглого стола». Ч. 2 // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. №1. (Выступление Е.Л. Чертковой).

6. Вежбицкая А. Семантика, культура и познание. Общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 185–206. URL: http://philologos. narod.ru/ling/wierz.htm

7. Роботова А.С. О математике для гуманитариев и эстетике научного текста // Вестник Герценовского университета. 2008. №4. С. 52–61; Роботова А.С. О дисциплине ума в научно-педагогических текстах // Высшее образование в России. 2009. №4. С. 3–11.

8. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 72–81.

9. Кайда Л.Г. Эстетический императив современного интермедиального текста // Общественные науки и современность. 2015. №3. С. 163–176.

10. Роботова А.С. Рефлексия и ревизия деятельности научного руководителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. №11. С. 31–45.


Рецензия

Просмотров: 596


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)