Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 27, № 7 (2018)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

9-19 128
Аннотация
Статья продолжает и развивает ранее высказанные автором идеи о языковой образованности педагога, о педагогическом дискурсе, об ответственном отношении к базовым концептам педагогики, о языке научно-педагогических публикаций и диссертаций по педагогике, об эстетическом измерении педагогического текста. В данной статье рассматривается новая проблемная ситуация в педагогике, связанная с современным развитием в ней языковых и дискурсивных процессов. Предпринимается попытка оценить эти явления и их последствия. Автором высказывается субъективный взгляд на эти процессы, он обосновывается наблюдениями над употреблением слов, понятий и построением текстов в современной педагогике. Эти наблюдения сопровождаются теоретическими оценками автора. Внимание обращается на идею совершенства нехудожественного теста, что связано с его соответствием эстетической выразительности, с принципами соответствия поэтике и стилистике нехудожественного текста. Размышления автора сопровождаются примерами некорректного употребления понятий и педагогической лексики, а также примерами выразительности в научно-педагогических текстах Г.И. Щукиной. Автор связывает отрицательные явления в языковом оформлении современных текстов по педагогике с ослаблением внимания к методологии педагогики, с отсутствием глубокого интереса к её философским основам, к выявлению фундаментального ядра науки, что ведёт к некритическому и некорректному заимствованию языка других областей знания, к разрастанию самой педагогики и утрате её собственных границ, к безграничному расширению педагогического тезауруса с заменой базовых концептов самой педагогики понятиями из других областей гуманитарного знания.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

20-27 97
Аннотация
Статья посвящена проблемам формирования методологической культуры конструктивно-критического анализа российских стратегий реформирования и управления в образовании и науке на основе представлений современной социально-гуманитарной науки и принципов междисциплинарного подхода. Авторы фиксируют смену вектора критики – переход от ценностно нагруженных политических констатаций к научному анализу объективных факторов, детерминирующих социальные патологии в системе образования.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

28-38 80
Аннотация
В статье рассматривается проблема межпоколенческого взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях современного мира. Выдвигается, обосновывается и анализируется конвенциональный подход к определению характера взаимодействия Учителя и Ученика. Эмпирическую основу исследования составил анализ возрастной структуры педагогического сообщества Российской Федерации. В статье приведены статистические данные по характеристике возрастной структуры педагогического сообщества на федеральном, региональном и институциональном уровнях. Обозначены особенности восприятия преподавателями и студентами роли современной студенческой молодёжи в жизни университета, представлены различия их ценностных ориентиров в меняющемся мире образования. В контексте обзора существующих теорий поколений выдвигается новый методологический подход, основанный на принципе «конвенции поколений». Этот подход предлагается в сравнении с другими современными подходами к организации взаимодействия субъектов образовательного пространства (событийный, субъектносубъектный, средовой) как концептуальная основа, определяющая цели, принципы, методы, способы и результаты организации взаимодействия субъектов образовательного пространства. Последние рассматриваются как представители различных, но равноправных поколений в контексте пространства непрерывного образования каждого, результатом которого становится достижение кооперативного образовательного эффекта. Дана характеристика «конвенции поколений» как многовекторного взаимодействия поколений, которое преодолевает недостатки стратегии однонаправленного взаимодействия поколений – передачи опыта и знаний от старших к младшим, предполагающей «презумпцию некомпетентности» младшего поколения, порождающей чрезмерную опеку, выходящую на грань авторитаризма, не способствующей развитию у молодого поколения таких качеств, как самостоятельность, ответственность, инициатива, творчество.
39-44 65
Аннотация
В статье на основе результатов авторского социологического исследования анализируются факторы, определяющие профессиональные траектории молодых преподавателей в техническом вузе. В ходе изучения мотивационных предпочтений и условий трудовой деятельности респондентов выявляются особенности трудовой адаптации молодых преподавателей. Ключевое значение приобретают требования, которые накладывает вуз на молодёжь в процессе своего инновационного развития. Открытость вуза для инноваций предполагает формирование целого спектра мероприятий по менеджменту качества, измерению активности молодых преподавателей в сфере научно-исследовательской и учебно-методической работы. Представленный комплексный анализ складывающихся практик позволяет вскрыть наиболее «узкие» места в работе с молодёжью и предложить перечень рекомендаций по более полному использованию её профессионального потенциала.
45-51 80
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведённого среди студентов МАИ (НИУ) и МАДИ с целью выяснить трудности, с которыми они сталкиваются в процессе изучения иностранного языка в рамках обязательного курса. Исследование было проведено методом анкетирования. Были опрошены студенты первых трёх курсов технических факультетов МАИ и МАДИ, изучающие английский язык.

Было выявлено, что будущие инженеры осознают востребованность английского языка в их профессиональной деятельности, а основными целями его изучения в рамках вуза являются вербальная профессиональная и личная коммуникация (общение с иностранными коллегами, а также с друзьями и знакомыми). При этом учебная мотивация (освоение учебной литературы, получение зачёта) оказалась менее значимой.

Наиболее эффективным методом учебной деятельности студенты считают дискуссию. Более четверти студентов признают, что для успешного освоения учебного курса английского языка им не хватает знаний, полученных в школе, вследствие чего они имеют недостаточный словарный запас, испытывают трудности с грамматикой, произношением и переводом. Преодолеть эти проблемы им мешает отсутствие времени и мотивации. Для повышения мотивации изучения английского языка исследователи предлагают использовать различные методы, в частности ролевые игры, работу в парах, разрядку и др.

Освоению английского языка также препятствуют проблемы организационного характера: недостаток разговорной практики на занятиях, небольшое количество занятий в неделю, большой размер групп, высокая скорость прохождения материала и значительный объём домашних заданий. В рамках исследования были выявлены пожелания студентов относительно оптимизации курса английского языка в вузе. Будущие инженеры хотели бы, чтобы в рамках обязательного курса английского языка уделялось больше внимания разговорной практике, общению с носителями языка, просмотру видеофильмов. 

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

52-65 112
Аннотация
Внедрение принципов устойчивого развития в мировую систему высшего образования началось около 30 лет назад. Сейчас это один из глобальных трендов. Накопленный международный опыт достаточно обширен и может быть востребован при разработке национальной концепции устойчивого развития высшей школы России. Статья посвящена анализу опыта сетевого взаимодействия зарубежных и российских университетов в сфере устойчивого развития, особое внимание уделено различным международным рейтингам устойчивости вузов. На примере Университета Хоккайдо, одной из семи национальных корпораций в системе высшего образования Японии, раскрывается опыт реализации программы устойчивого развития. Приводится опыт энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в Северо-Восточном федеральном университете (Якутск, Россия), включая энергосервисный контракт. Обосновывается необходимость актуализации национального проекта устойчивого развития вузов России и разработки национального рейтинга устойчивости вузов, адаптированного к нормативно-правовой базе и системе бюджетирования.
66-73 59
Аннотация
Во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества под влиянием непрерывных и интенсивных изменений происходит изменение ценностных ориентаций, что требует пересмотра базовых компетенций современных специалистов, способных эффективно работать в условиях глобального рынка. Актуальным является разрыв между ожиданиями работодателей и реальными компетенциями выпускников, между требуемыми на производстве знаниями и навыками и готовностью вузов к ответу на запросы работодателей и студентов в формировании необходимых компетенций. В данной статье освещаются вопросы, связанные с формированием модели интернационализации образовательной среды российского университета средствами магистерской подготовки, а также процессы, находящиеся в основе трансформации образовательной модели. Рассматриваются характеристики современного выпускника магистратуры, способного жить и работать в условиях поликультурной и многоязычной среды. Анализ отечественного опыта подготовки выпускников в российских исследовательских университетах показал, что в настоящее время наблюдается дефицит системности и сознательного использования механизмов интернационализации, а также нехватка научно-педагогических работников, способных самостоятельно применять глобальные навыки, обучать им и готовить студентов к решению проблем, которые ставит перед ними жизнь.
74-78 66
Аннотация
По итогам промежуточного контроля обнаружилась крайне низкая успеваемость иностранных студентов первого курса Ухтинского государственного технического университета по дисциплине «Математика». В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление учебно-познавательных трудностей, испытываемых данной категорией обучающихся, в овладении ими специальной математической терминологией, усвоении предлагаемого учебного теоретического и практического материала. Они помогли определить основные проблемы большей части иностранных обучающихся: плохое знание русского языка и низкий уровень базовой школьной подготовки. С помощью диагностической методики, разработанной Ч.Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханиным, был оценён уровень реактивной и личностной тревожности каждого из иностранных студентов курируемой группы на занятии по математике и вне его.

АКТУЛЬНАЯ ТЕМА

79-85 1363
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблематика соотношения процедуры государственной итоговой аттестации в аспирантуре и готовности диссертации. Отмечено наличие противоречий в нормативных правовых актах Минобрнауки России, регулирующих вопросы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Предложены возможные пути решения проблемы, связанной с подготовкой научно-квалификационной работы и окончанием аспирантуры, в части нормативной формулировки в образовательном стандарте.
86-95 158
Аннотация
Представлены результаты пилотного исследования первого выпуска аспирантов социогуманитарных направлений, подготовленных в рамках новой модели российской аспирантуры в Университете Лобачевского. Анализируются оценки и мнения выпускников об образовательном процессе в аспирантуре нового формата, о трудностях и проблемах обучения. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивацией поступления в аспирантуру, результативностью научно-исследовательской работы, развитием профессиональной карьеры, защитой кандидатской диссертации. Установлено, что образовательная составляющая аспирантской программы воспринимается многими выпускниками как источник новых компетенций, повышающих их конкурентоспособность за пределами академического рынка труда. Диплом об окончании аспирантуры и присуждаемая выпускникам квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» воспринимаются респондентами неоднозначно. Планы получения учёной степени для выпускников остаются приоритетными задачами на ближайшее время. На основе анализа эмпирических данных делается вывод о том, что основными препятствиями в развитии новой модели аспирантуры являются нерешённые проблемы «старой модели»: недостаточное финансовое обеспечение аспирантской подготовки; необходимость «настройки» аспирантуры на реальные потребности рынка труда; необходимость системной работы по отбору, подготовке и привлечению в аспирантуру наиболее мотивированных абитуриентов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

97-104 47
Аннотация
50-летний юбилей Хабаровского государственного института культуры – дата, позволяющая подвести итоги деятельности института, изучить пройденный путь, дать оценку достигнутым результатам. Охарактеризованы условия формирования творческой личности, зависимость этого процесса от специфики деятельности вуза. Отмечена не только востребованность выпускников института, но и существующие тесные связи с представителями сферы культуры как будущими работодателями обучающихся. Приведены сведения о творческих достижениях выпускников института. Описана творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность студентов.
105-110 38
Аннотация
В статье представлен опыт международного сотрудничества Хабаровского государственного института культуры и вузов-партнёров из Китайской Народной Республики по подготовке специалистов для сферы культуры и искусства. Цель статьи – выявить причины повышения интереса КНР к сотрудничеству с Россией в сфере высшего образования, особенно художественно-творческого, провести анализ проблем и перспектив организации международного сотрудничества в области хореографического и музыкального искусства. Автором представлен практический опыт обучения китайских студентов, результативность которого подтверждается ежегодным увеличением количества китайских абитуриентов и признаётся вузами-партнёрами из КНР и обучающимися китайскими студентами. Автор приходит к выводу, что на эффективность подготовки иностранных студентов существенно влияют формирование поликультурной образовательной среды, разработка двуязычных учебно-методических материалов, вовлечение студентов в творческую и научную жизнь института.
111-116 40
Аннотация
В статье поднимается широкий круг вопросов, связанных с подготовкой хоровых и оркестровых дирижёров в Дальневосточном регионе. Особое внимание уделяется специфике организации учебного процесса при подготовке дирижёров хора и дирижёров оркестра. Формирование профессионала-дирижёра осуществляется в контексте учебновоспитательной, концертно-исполнительской и научно-исследовательской работы со студентом. Представлен опыт Хабаровского государственного института культуры по подготовке профессиональных кадров в сфере хорового и оркестрового исполнительства. Даётся обзор содержания и методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование», показаны особенности организации творческой работы студентов и способы взаимодействия вуза с представителями художественно-творческой среды региона.
117-123 43
Аннотация
В статье указывается на повышение значимости исследовательской деятельности для библиотек как инструмента управления. Это приводит к необходимости формирования профессиональных исследовательских компетенций у библиотечных специалистов. Для решения этой задачи в Хабаровском государственном институте культуры при реализации направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» по профилю подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» ведётся ряд практико-ориентированных дисциплин, предусматривающих выполнение каждым студентом самостоятельных исследований в рамках курсовых работ. Итогом формирования исследовательских компетенций является выпускная квалификационная работа. Описывается концепция её выполнения, последовательность использования исследовательских методик, этапы исследовательской деятельности, типичные методы исследования.
124-129 39
Аннотация
Особую актуальность в художественном профессиональном образовании в последние годы обретает необходимость серьёзного научного осмысления проблемы репрезентации классического наследия в современной художественной практике. Указывается, что изучение на современном этапе проблемы художественной интерпретации имеет свои сложности, связанные с созданием категориального аппарата, отражающего возможности понимания результатов взаимодействия постмодернистских постановочных прочтений и авторского замысла. Подробно рассматриваются формы взаимодействия интерпретатора с исходным авторским текстом в современной художественной практике. Указывается на важность преподавания учебных курсов, изучающих проблемы художественной интерпретации, синтеза искусств, общих проблем искусствоведения. Описывается успешный опыт реализации подобного курса в Хабаровском государственном институте культуры.
130-135 38
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности в Дальневосточном регионе России. Раскрываются особенности туристической сферы Хабаровского края, даётся краткая характеристика археологической коллекции одного из самых привлекательных для туристов музея – Хабаровского краевого краеведческого музея. Определено содержание и особенности изучения дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Музеология», с учётом географического положения, социально-экономического развития и межкультурных коммуникаций региона. Автор делает вывод о важности историко-музейного профиля в российском и в региональном образовании. В статье подчёркнуто, что подготовка бакалавров-музеологов в сфере культурного туризма и экскурсионной деятельности является в ближайшие десятилетия достаточно перспективным направлением деятельности Хабаровского государственного института культуры.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

136-141 53
Аннотация

В статье рассмотрены причины несоответствия вузовской программы подготовки организаторов производства для промышленных предприятий современным требованиям к таким специалистам. В результате возник острый дефицит качественных менеджеров среднего и высшего звена, а выпускники вузов по профилю «производственный менеджмент» не могут найти работу.

Для оценки потребности машиностроительных предприятий в организаторах производства и различных специалистах на крупнейшем машиностроительном предприятии по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов ООО «ПК “НЭВЗ”» было проведено исследование. На основе анкетирования с использованием прямой регрессионной выборки был сделан вывод о том, в каких специалистах на данный момент нуждаются основные и вспомогательные цеха завода. Исследование показало, что приблизительно 65% требуемых специалистов с высшим образованием составляют организаторы производства.

Для решения этой проблемы авторами разработана программа подготовки организаторов производства, которые могут одновременно рационально управлять трудовыми ресурсами и эффективно использовать технические средства для осуществления производственного процесса, что обеспечит повышение производительности труда, достижение конкурентного преимущества отечественного машиностроения и позволит выпускникам вузов успешно трудоустраиваться. 

142-152 70
Аннотация

Данная статья представляет собой описание опыта тесной интеграции частного учреждения дополнительного профессионального образования с частными медицинскими организациями в качестве высокоресурсной клинической базы с целью разработки образовательной программы профессиональной переподготовки, позволяющей медицинскому учреждению расширить спектр своих услуг. Необходимость инвестирования в подобные образовательные программы обусловлена существующим разрывом между уровнем подготовки медицинских работников в вузах и высокотехнологичным сегментом косметологических услуг, требующим высокой квалификации специалистов. Проблема разрыва между постоянно меняющимися запросами рынка и существующим предложением вузов должна решаться также путём вовлечения практикующих профессионалов в преподавание.

В статье рассмотрены некоторые практики взаимодействия частных медицинских организаций и частных образовательных организаций с целью создания центров превосходства и представлен опыт создания такой модели на примере ООО «Дженерэйшн Групп медицинская корпорация» (г. Тюмень). Определены конкурентные преимущества образовательной программы профессиональной переподготовки по косметологии с большой концентрацией ресурсов на одного обучающегося и высокой ценностью образовательной услуги. Статья может быть полезна руководству университетов России при разработке или актуализации стратегий и программ развития практико-ориентированного обучения, соответствующих потребностям отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий, а также способствующих сокращению продолжительности адаптационного периода выпускников программ в реальном производственном процессе. 

153-163 65
Аннотация
Статья посвящена исследованию компетенции владения китайским языком. Кратко представлена история разработки компетенций владения китайским языком в КНР. Изучены компоненты коммуникативной компетенции китайского языка и её уровневая структура. Проведён сопоставительный анализ компонентной структуры и содержания компонентов модели коммуникативной компетенции китайского языка с западными, отечественными и общеевропейской моделями коммуникативной компетенции, а также сопоставительный анализ уровней владения китайским языком с уровнями общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Сделан вывод о специфичности китайской модели коммуникативной компетенции, отражающей особенности изолирующего китайского языка, словесно-слоговой китайской иероглифической письменности, автохтонной китайской культуры.

РЕЦЕНЗИИ

164-167 69
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную проблеме глобальной конкурентоспособности ведущих университетов. В книге обсуждаются модели и методы оценки конкурентоспособности университетов, подходы к построению рейтингов университетов. Даётся описание некоторых конкретных проблем повышения конкурентоспособности российских университетов и российской системы высшего образования в целом. Рецензируемая монография будет полезна широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами развития российской системы высшего образования.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)