Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Конвенция поколений» в новом мире образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема межпоколенческого взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях современного мира. Выдвигается, обосновывается и анализируется конвенциональный подход к определению характера взаимодействия Учителя и Ученика. Эмпирическую основу исследования составил анализ возрастной структуры педагогического сообщества Российской Федерации. В статье приведены статистические данные по характеристике возрастной структуры педагогического сообщества на федеральном, региональном и институциональном уровнях. Обозначены особенности восприятия преподавателями и студентами роли современной студенческой молодёжи в жизни университета, представлены различия их ценностных ориентиров в меняющемся мире образования. В контексте обзора существующих теорий поколений выдвигается новый методологический подход, основанный на принципе «конвенции поколений». Этот подход предлагается в сравнении с другими современными подходами к организации взаимодействия субъектов образовательного пространства (событийный, субъектносубъектный, средовой) как концептуальная основа, определяющая цели, принципы, методы, способы и результаты организации взаимодействия субъектов образовательного пространства. Последние рассматриваются как представители различных, но равноправных поколений в контексте пространства непрерывного образования каждого, результатом которого становится достижение кооперативного образовательного эффекта. Дана характеристика «конвенции поколений» как многовекторного взаимодействия поколений, которое преодолевает недостатки стратегии однонаправленного взаимодействия поколений – передачи опыта и знаний от старших к младшим, предполагающей «презумпцию некомпетентности» младшего поколения, порождающей чрезмерную опеку, выходящую на грань авторитаризма, не способствующей развитию у молодого поколения таких качеств, как самостоятельность, ответственность, инициатива, творчество.

Об авторах

А. А. Фёдоров
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

д-р филос. наук, проф., ректор,

603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Е. Ю. Илалтдинова
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

д-р пед. наук, завкафедрой общей и социальной педагогики,

603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



С. В. Фролова
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

канд. пед. наук, доцент,

603000, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Список литературы

1. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.

2. Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. №12 (207). С. 34–44.

4. Мид Дж. Г. Разум, Я и Общество (Mind, Self, and Society). Чикаго, 1934.

5. Тойнби А. Дж., Хантингтон С.Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. М.: Алгоритм, 2016. 288 с.

6. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. М.: Весь мир, 1997. 704 с.

7. Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2010. №3. С. 16–17.

8. Серр М. Девочка с пальчик. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

9. Лубенец М.Ю. Конвенциональность в современной деловой коммуникации // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2012. №2. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-02/413-a

10. Каховская Ю.В. Конвенциональность в коммуникативной ситуации «взрослый – ребёнок» (на материале русского языка): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015. URL: http://cheloveknauka.com/konventsionalnost-v-kommunikativnoy-situatsii-vzroslyyrebenok#ixzz4zEmGhfKl

11. Фролова С.В., Фролов В.А. Концептуальные основы профессионального воспитания студента педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56–5. С. 223–229.

12. Фёдоров А.А. От поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании. 2016. №8 (92). С. 18–22.

13. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ / А.А. Федоров и др. / Под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н. Новгород: Мининский ун-т, 2017. 202 с.

14. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского ун-та. 2017. №1 (18).


Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)