Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Кто из вас готов сегодня совершить прыжок в пустоту?»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-54-61

Аннотация

В любой учебной дисциплине высшего профессионального образования вводная (первая)  лекция чрезвычайно важна. В дидактическом аспекте развитие мотивационной сферы студентов на этом занятии имеет приоритетное значение по сравнению с другими  задачами. Мы предлагаем два методических решения этой приоритетной задачи, опираясь  на собственный педагогический опыт и проецируя культурно-исторический опыт на  содержание вводной лекции. В первом варианте обсуждается известная притча о трёх  строителях храма и идеи Э. Фромма из книги «Иметь или быть?». Второй мы применили на  вводной лекции по дидактике для студентов второго курса физико-математического  факультета ВГПУ в феврале этого года. Мы сравнили два исторических факта: планирование экспедиции Х. Колумбом и уход из дома М.В. Ломоносова. Нобелевский лауреат по физике В. Гейзенберг интерпретировал первое событие как «прыжок в пустоту». Объективное  сравнение указанных фактов показало, кто в действительности совершил этот Поступок –  прыжок в пустоту. Квинтэссенцией лекции стал вопрос, предложенный студентам и  вынесенный в название статьи. Последующее обсуждение жизни и творчества М.В.  Ломоносова стало констатацией системообразующей роли мотивационного компонента в  структуре любого вида человеческой деятельности (например, учебно-познавательной).  Показано, что второй вариант проведения первой лекции обладает большей побудительной  силой. Логическим продолжением обсуждения мотивов учебно-познавательной деятельности  стало рассмотрение научных основ её самоорганизации: принципов научной  организации труда, эффективных приёмов научной организации умственного труда, психологических основ учебно-познавательной деятельности. 

Об авторе

Ю. А. Лукин
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики



Список литературы

1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: Учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2007. 400 с.

6. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70–77.

7. Розов Н.Х. Преподаватель – профессия на все времена // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 26–35.

8. Лекторский В.А. Мышление // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М.: Мысль, 2010. 635 с.

9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с.

10. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Пер. с англ. Минск: Изд-во В.П. Ильин, 1997. 415 с.

11. Философия и методология науки. Ч. 1. / Под ред. В.И. Купцова. М.: SvR-Аргус, 1994. 304 с.

12. Лебедев В.Н. Ломоносов. М.: ОГИ, 2008. 672 с.

13. Новик В.К. М.В. Ломоносов, личность и образы. М.: МАКС-Пресс, 2011. 140 с.

14. Лукин Ю.А. Самоорганизация учебно-познавательной деятельности. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000. 60 с.

15. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2012. 432 с.

16. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.


Рецензия

Просмотров: 504


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)