Формирование универсальных компетенций бакалавра средствами иностранного языка
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-89-95
Аннотация
Переход системы высшего образования на ФГОС 3++ сопряжён с изменением структуры программ бакалавриата и терминологической заменой общекультурных компетенций на универсальные. Универсальные компетенции лежат в основе профессиональных и закладывают фундамент для дальнейшего личностного и профессионального развития специалиста в любой профессиональной сфере. Последние исследования в области методики преподавания иностранного языка в высшей школе больше ориентированы на формирование профессиональных компетенций, однако практика показывает, что большая часть студентов первого курса неязыковых направлений подготовки не владеют иностранным языком на уровне требований школы. Статья рассматривает потенциал использования иностранного языка как средства формирования не только иноязычной коммуникативной компетенции как частной универсальной компетенции, но и универсальных компетенций, заявленных федеральным образовательным стандартом нового поколения.
Об авторе
М. А. ШеманаеваРоссия
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
канд. пед. наук, ст. преподаватель, кафедра английского языка
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
2. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
3. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Сфера, 2008. 220 с.
4. Акопова М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ. СПб.: Наука, 2003. 180 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 350 с.
7. Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дис. ... канд. психол. наук. М.: Психол. ин-т РАО, 1992.
8. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие к спецкурсу. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Л.: РГПУ, 1991. 77 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 705 с.
10. Стахнева Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки ОГУ. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-subekta-isubektnosti-v-sovremennoy-psihologii
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям. М.: Логос, 2005. 382 с.
12. Дареева О.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции // Вестник Бурятского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Филология. Философия. 2009. № 15. С. 154–159.
13. Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам: материалы для специалиста образовательного учреждения / Отв. ред. М.К. Колкова. СПб.: КАРО, 2003. С. 57–67.
14. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Методическое пособие / Под общ. ред. М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2007. 286 с.
15. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.