Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125
Аннотация
Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования, рассматривается европейский опыт реализации стратегий интернационализации на примере Университета Астона (Великобритания) и Университета Сапьенца (Италия). Авторы представляют результаты исследования, проведённого в России, Белоруссии и Армении в рамках проекта Erasmus+ «Разработка подходов к гармонизации стратегий интернационализации в области высшего образования, науки и инноваций в ЕС и России, Беларуси, Армении (HARMONY)». Консорциум проекта представлен 14 высшими учебными заведениями различных типов (классические университеты, университеты прикладных наук) из девяти стран мира, а именно Испании, Великобритании, Германии, Португалии, Италии, Греции, России, Беларуси, Армении. В России анкеты были направлены в 119 университетов, расположенных в четырёх федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном. Опрос проводился в течение 2015–2016 учебного года. Представлен анализ образовательного сотрудничества России и ЕС в рамках программы Erasmus+, а также роль программы Erasmus+ в интернационализации высшего образования.
Об авторах
А. В. АкульшинаРоссия
394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1
канд. ист. наук, начальник отдела международных проектов и программ
Л. А. Завьялова
Россия
394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1
аспирант, переводчик отдела международных проектов и программ
Список литературы
1. Discover Erasmus+. (2015). The New EU Programme for Education, Training, Youth and Sport for 2014‑2020. URL: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/discover/index_en.htm
2. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126–135.
3. Меликян А.В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 140–150; Ватолкина Н.Ш., Федоткина О.П. Международное стратегическое партнерство университета: модели взаимодействия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 113–119;
4. Акульшина А.В., Галушко Д.В. Роль программ Европейского Союза в интернационализации высшего образования России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 114–116.
5. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации: результаты опроса российских вузов // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Направления 2 программы Эразмус плюс «HARMONY». URL: http://harmonyproject.eu/wp-content/uploads/2017/04/Final-Comprehensive-Report_Russia.pdf
6. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации: результаты опроса вузов-участников проекта // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Направления 2 программы Эразмус плюс «HARMONY». URL: http://harmonyproject.eu/wp-content/uploads/2017/04/FINALVERSIONHARMONYPartnerMembers-1.pdf
7. Разработка рамочной модели стратегии интернационализации // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Эразмус плюс «HARMONY». URL: http://harmonyproject.eu/wp-content/uploads/2017/05/BaseHARMONYActionPlan_WP3.docx
8. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.