Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге – 15 лет
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-159-168
Аннотация
Преподаватели высшей школы в России переживают период увеличения педагогической и бумажной нагрузки. В этой ситуации особенно важна среда, способствующая их профессиональному росту как исследователей, функцию которой может выполнять тематический семинар. Как форма организации научного сообщества он имеет преимущества перед конференциями с их жёстким регламентом докладов и дискуссий. Семинар по истории высшей школы Санкт-Петербурга уже 15 лет является неформальной площадкой для обсуждения докладов по истории высших учебных заведений не только Санкт-Петербурга, но и бывших Российской Империи и Советского Союза. На междисциплинарном семинаре апробируются доклады по образовательной политике, истории отдельных учебных заведений, вопросам методологии изучения истории высшей школы, изучению архивных комплексов учебных заведений и др. За последние пять лет было проведено 18 семинаров, четыре из них – в формате проблемных круглых столов; представлено и обсуждено в кругу специалистов 30 докладов.
Об авторе
Т. В. КостинаРоссия
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 1
канд. истор. наук, ст. науч. сотрудник
Список литературы
1. Ансберг О.Н., Костина Т.В. К десятилетию Семинара по истории высшей школы // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 154–156.
2. Баринов Д.А. Этноконфессиональные и региональные организации студенчества Санкт-Петербургского университета (1884–1917 гг.): Дис. … канд. истор. наук. СПб., 2015. 253 с.
3. Гатина З.С. Врачебная экспертиза в системе управления Российской империи первой половины XIX века: Дис. … канд. истор. наук. М., 2017. 240 с.
4. Костина Т.В. Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726–1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства в XVIII – начале XX в. Очерки истории: в 2 кн. / Сост. и отв. ред. И.В. Тункина. СПб.: Реноме, 2016. Кн. I. C. 260–302.
5. Тихонов И.Л. Институт мало соответствующий своему названию (Санкт- Петербургский археологический институт 1878–1922 гг.) // Мавродинские чтения: Сборник статей / Под ред. Ю.В. Кривошеева, М.В. Ходякова. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2002. С. 301–307.
6. Малинов А.В., Троицкий С.А. Русская философия под запретом (К 90-летию «Философского парохода») // НЛО. 2015. № 3 (133). С. 66–75.
7. Феофанов А.М. Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII – первая треть XIX в.): Биографический словарь / Под общ. ред. А.Ю. Андреева. Сост. А.М. Феофанов. М.: РОССПЭН, 2011. 207 с.
8. Феофанов А.М. Студенты Московского университета второй половины XVIII – первой четверти XIX века: Библиографический словарь. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 478 с.
9. Чистикова Е.А. Государственная и общественная деятельность А.С. Норова: Дис. … канд. истор. наук. СПб., 2016. 240 с.
10. Гузаиров Т.Т. Студенты-евреи, балтийские немцы и песни. Национальные конфликты в Императорском Юрьевском университете (1893–1895) // Transnational Russian Culture / Транснациональное в русской культуре. М.:НЛО, 2018. С. 84–99.
11. Егорова К.Б. Польская литература в Харьковском университете: начальный этап // Из истории русской переводной художественной литературы первой четверти XIX века: Сборник статей и материалов. СПб.: Нестористория, 2017. С. 113–126.
12. Ilina K.A. The Academic Study in the 1990s and 2000s of the History and Practice of Awarding Academic Degrees and Titles in Russia (April 23, 2014). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 46/HUM/2014. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2428172 (дата обращения – 3.05.2018).
13. Троицкая А.А. Актуализация и деактуализация искусствознания: опыт Института истории искусств // НЛО. 2015. № 3 (133). С. 86–100.
14. Баринов Д.А. Коллективная биография студенчества Санкт-Петербургского университета 1884–1917 гг.: статистический анализ // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 42–49.
15. Дворниченко А.Ю. Г.В. Вернадский и Петербургская историческая школа // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 88–92.
16. Жуковская Т.Н. Правительственные стратегии в сфере просвещения и идея университета в Петербурге (1803–1819) // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 5–26.
17. Жуковская Т.Н., Любезников О.А. Правительственная политика и корпорация Петербургского университета в дореформенный период: основные итоги и проблемы изучения // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 26–35.
18. Жуковская Т.Н. Представляя университетское сословие // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 3. С. 170–176.
19. Калинина Е.А. «Мы знаем, что значит война…»: воспоминания, письма, дневники универсантов военных лет: Рецензия / Сост. Т.Н. Жуковская, И.Л. Тихонов; отв. ред. И.Л. Тихонов (СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2010. 662 с. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 152–153.
20. Костина Т.В. Пространство Академических гимназии и университета: материалы к истории. 1724–1805 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 6–15.
21. Kostina T.V., Kouprianov A.V. Growth or stagnation? Historical dynamics of the growth patterns of Dorpat University (1803–1884) // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 3. С. 31–45.
22. Кривоноженко А.Ф. Процесс советизации Петроградского университета в 1918– 1922 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 104–108.
23. Лоскутова М.В. Козельский лесной институт и начало высшего лесотехнического образования в Российской Империи // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 22–29.
24. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Историко-филологический факультет Петербургского университета: проблемы коллективной монографии (1819–1917) // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 36–41.
25. Ростовцев Е.А., Андреева В.В. Кризис 1911 г. в Петербургском университете в зеркале российской прессы // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 77–88.
26. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Мобилизация интеллекта и отравляющие газы: к истории науки в Петроградском университете в период I мировой войны // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 40–48.
27. Тихонов И.Л. Археологические коллекции в музеях Императорского Санкт-Петербургского университета // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 49–53.
28. Тихонов И.Л. Ф.А. Браун – профессор, декан, проректор Санкт-Петербургского университета // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 72–83.
29. Жуковская Т.Н. Архив Педагогического института в Санкт-Петербурге (1804–1819): специфика отражения университетской повседневности // Биографии университетских архивов / Под ред. Е.А. Вишленковой, К.А. Ильиной, В.С. Парсамова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 114–164.
30. Ильина К.А. Архивы попечителей учебных округов в Российской Империи // Биографии университетских архивов / Под ред. Е.А. Вишленковой, К.А. Ильиной, В.С. Парсамова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 165–184.
31. Костина Т.В. К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725–1732 гг.) // Вестник ПСТГУ. 2016. № 1(68). С. 32–44.
32. Ростовцев Е.А. Столичный университет Российской Империи: учёное сословие, общество и власть (вторая половина XIX – начало XX в.) М.: Политическая энциклопедия, 2017. 903 с.
33. Кривоноженко А.Ф. Петроградский университет в 1917–1922 гг.: от университета императорского к университету советскому // Петербургские исследования. 2011. № 3. С. 257–266.
34. Самокиш А.В. Естественно-исторический факультет университета при Психоневро-логическом институте В.М. Бехтерева в годы первой мировой войны. От научного энтузиазма к политической активности // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция (2016). М.: ИИЕТ РАН, 2016. С. 761–764.