МОДЕЛЬ ВНУТРИКАФЕДРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Аннотация
В условиях реформирования высшего образования особую актуальность приобретает проблема разработки и проведения новой, эффективной управленческой политики, направленной на привлечение, удержание и мотивацию высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Однако, как отмечается в ряде исследований, преподаватели вузов оказались в сложном положении, что вызвано снижением общественного признания ценности профессии, кадровым дефицитом, текучестью и старением кадров, кризисом мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне существенного усложнения профессиональной деятельности. Современный этап развития высшего образования характеризуется масштабными инновационными процессами, поэтому управление мотивацией труда преподавателей вуза целесообразно рассматривать как управление мотивацией в условиях инновационной деятельности. В основании такого подхода лежит ориентация на творчество и стимулирование инновационного поведения персонала. Очевидно, что задача управления мотивацией труда преподавателей высшей школы должна быть решена в кратчайшие сроки, без отрыва о профессиональной деятельности и внутри самих рабочих коллективов. В статье представлен опыт разработки и апробации уровневой модели внутрикафедрального управления мотивацией преподавателей вуза, в основе которой заложена идея формирования мотивированной команды и создания корпоративной культуры, которая поможет эффективно управлять инновационными процессами в вузе.
Об авторах
Елена Геннадьевна ГуцуРоссия
доцент кафедры Психологии и педагогики дошкольного и начального образования
SPIN-код 9304-8866
ю Юрьевна Чилипенок
Россия
8920-0908
Список литературы
1. Литература:
2. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20.
3. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 36–44.
4. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37–46.
5. Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования) // URL: http://www.vevivi.ru/best/Prepodavatel-vuza-motivatsiya-i-stimulirovanie-trudovoi-deyatelnosti-Obzor-sotsiologicheskogo-issledovaniya-ref88191.html. (дата обращения: 27.10.2016).
6. Москвина Н.Б. Смысловой конфликт в деятельности преподавателя вуза (опыт эмпирического исследования). 2016. № 7. С. 95–102.
7. Гуцу Е.Г. Когнитивный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1(Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/107-8501 (дата обращения: 01.03.2013).
8. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1 (Электронный журнал); URL:http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.01.2014)
9. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. No 18. Pp.12650-12657.
10. Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образолвание в России. 2017. № 3. С. 52–58.
11. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 17–24.
12. Мялкина Е.В., Житкова В.А. Моделирование системы управления индивидуальными траекториями развития научно-педагогических работников в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. № 1. http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/5f4/myalkina.pdf. (дата обращения: 25.06.2016).
13. Бойцова Н.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателя высшей школы //Акмеология: науч.-прак. жур. – М.: Международная акад. акмеологических наук. 2007. № 2. С. 15 – 20.
14. Гапонова О.С., Чилипенок Ю.Ю. Мотивационные аспекты социального взаимодействия участников команды инновационного проекта // Вестник Пермского ун-та. Экономика. – 2013. Вып. 2 (17). С. 14-19.
15. Севастьянова И.Г., Стегний В.Н., Спо-сиб А.Г. Мотивация инновационной проектной команды // Инновации. СПб., 2010. № 12 (146). С. 95–99.
16. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно - практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2005.- 352 с.
17. Старцева В.Н. Инновационные технологии управления мотивацией персонала как проблема современного менеджмента // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), С. 92–97.
18. Маняхина О.В. Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 733-735. URL: https://moluch.ru/archive/105/24947/ (дата обращения: 16.01.2018).
19. Психологические условия развития проорганизационного поведения работников / Под ред. А. В. Кошарного, Е. А. Гуськова, В. Н. Мясищева. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010.
20. Матяш Л.Г. Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального роста преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск. 2002.
21. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4 (32). - С.305-309.
22. Сендж П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 568 с.