Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-64-74

Полный текст:

Аннотация

Обсуждение темы академического письма, идущее на страницах журнала семь лет, началось с анализа проблемы качества подготовки исследователей, но затем акцент сместился в сторону преподавания академического английского языка, что сузило спектр обсуждаемых проблем. Академическое письмо – обширная область исследований, направленных на решение проблем образования и науки в целом, поэтому их нельзя ограничить рамками прикладных задач, а тем более языковых программ. Анализ публикаций позволяет заключить, что дискуссия должна вернуться в русло междисциплинарного обсуждения, что, в свою очередь, требует осознания российским академическим сообществом значимости академического письма как самостоятельной дисциплины и новой для российского, но не для международного академического сообщества, отрасли научно-педагогических исследований. В статье анализируются проблемы, препятствующие этому осознанию, обусловленные историческими и социокультурными факторами. Опираясь на результаты исследования, автор делает вывод о необходимости создания теоретических и методологических основ академического письма, разработки программ письма и механизмов поэтапного введения этих программ в российское высшее образование, для чего нужны комплексные междисциплинарные исследования и консолидация российского академического сообщества.

Об авторе

И. Б. Короткина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московская высшая школа социальных и экономических наук.
Россия

 канд. пед. наук, доцент. 

 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1 ; 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, корп. 2.



Список литературы

1. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 47-54.

2. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образо¬вание в России. 2011. № 11. С. 115-119.

3. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследователь¬ских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136-139.

4. Мартишина Н.И. «История и философия нау-ки»: практическая значимость курса // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 121-127.

5. Мартишина Н.И. Логическая компетент¬ность как основа науки и профессионального образования // Высшее образование в Рос¬сии. 2011. № 5. С. 129-135.

6. Орлова Г.А. Практическая аналитика: ана¬лиз дискурса в университетском спецкурсе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 127-133.

7. Куприянов А.В. «Академическое письмо» и академическая жизнь: опыт адаптации курса в недружественной институциональной среде // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 30-38.

8. БазылевВ.Н. Академическое «письмо» (теоре-тический аспект). М.: Изд-во СГУ, 2014. 160 с.

9. Базылев В.Н. Академическое «письмо» (мето-дический аспект). М.: Изд-во СГУ, 2015. 276 с.

10. Степанов Б.Е., Перлов А.М. Вместо заклю-чения: некоторые итоги // Высшее образова¬ние в России. 2011. № 8/9. С. 134-135.

11. Короткина И. Б. Проблемы адаптации аме-риканской модели центра письма // Высшее образование в России. 2016. № 8/9. С. 56-65.

12. Короткина И.Б. Модели обучения академи-ческому письму: зарубежный опыт и отече-ственная практика. М.: Юрайт, 2018. 219 с.

13. Day R.A. How to Write and Publish a Scientific Paper. Greenwood, 2011. 300 p.

14. Young A. Teaching Writing Across the Cur-riculum. 4th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2006. 70 p.

15. Lynn S. Rhetoric and Composition: An Introduc-tion. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 330 p.

16. Jarratt S. Rereading the Sophists: Classical Rhe-toric Refigured. Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1991. 184 p.

17. Blair H. Dr. Blair’s Lectures on Rhetoric / W.E. Dean, Creator. Sagwan Press, 2018. 276 p.

18. Bain A. English Composition and Rhetoric: A Manu¬al. (Classic Reprint) Forgotten Books, 2017. 356 p.

19. Hyland K. Academic Discourse // The Blooms-bury Companion to Discourse Analysis / Hy¬land, K. & Paltridge B. (eds.) Bloomsbury, 2011. P. 171 - 184.

20. Flowerdew J. English for research publication purposes // The handbook of English for specific purposes / B. Paltridge, S. Starfield (Eds). Mal¬den, MA: Wiley-Blackwell, 2013. P. 301-321.

21. Hyland K. Teaching and Researching Writing. New York and London: Routledge, 2016. 314 p.


Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)