Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 27, № 10 (2018)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-19 81
Аннотация

В контексте реформирования российского высшего образования политика объединения университетов рассматривается как один из инструментов повышения его
конкурентоспособности. Между тем влияние процессов объединения университетов на
конкурентоспособность их образовательной деятельности до сих пор не подвергалось спе-
циальному исследованию. Цель данной публикации заключается в обосновании ключевых
аспектов взаимосвязи объединения университетов с их конкурентоспособностью для раз-
работки практических рекомендаций по управлению процессом объединения вузов.

В качестве эмпирической базы исследования использовались опубликованные данные о
ведущих вузах России, испытавших объединительные процессы (федеральные университе-
ты, университеты Проекта 5-100, национальные исследовательские университеты, опор-
ные университеты «первой волны»). Методическая основа исследования – обобщение,
сравнение, абстрагирование, прогнозирование; методы эмпирического исследования: опрос
фокус-групп, контент-анализ web-сайтов вузов, экспертное оценивание, кейс-метод. Рас-
смотрены теоретико-методологические основы конкурентоспособности вуза в условиях
модернизации высшего образования, факторы, влияющие на конкурентоспособность обра-
зовательной деятельности вуза.

Проведён анализ результатов объединения вузов, освещена специфика объединительных
процессов как инструмента развития высшего образования в России. Определены ключевые
аспекты взаимосвязи объединения вузов и их конкурентоспособности с учётом положи-
тельных и отрицательных эффектов, возникающих вследствие объединения. Предложены
практические рекомендации по управлению процессом объединения вузов с целью повышения уровня конкурентоспособности их образовательной деятельности.
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии прямой взаимос-
вязи между объединением вузов и конкурентоспособностью их образовательной деятель-
ности. При этом следует отметить преимущественно положительное влияние объедини-
тельных процессов на образовательный потенциал укрупнённого вуза.

20-29 58
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме использования горизонтальных методов в управлении учреждением высшего образования в России. Анализируются два организационно-педагогических процесса, которые являются для российских вузов относительно новыми, пришедшими во многом из западной системы образования: обучение магистрантов и обучение слушателей подготовительных отделений для иностранных граждан. По мнению автора, эти два процесса за последние несколько лет могли бы стать площадкой для апробации новых подходов к управлению в российских высших учебных заведениях. В выборку исследования вошли три вуза, расположенных в одном из регионов России (классический и гуманитарно-педагогический университеты, а также институт культуры). Показывается, что относительно крупные образовательные организации, как правило, интегрируют новые процессы в традиционную для себя вертикальную структуру управления. Основные предпосылки внедрения горизонтального управления в институтах культуры носят в значительной степени административно-экономический, а не организационноинновационный характер. Вместе с тем практический опыт использования смешанных (горизонтально-вертикальных) структур управления в Челябинском государственном институте культуры показал положительные результаты и в части улучшения учебно-организационных показателей вуза.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

30-46 51
Аннотация
В статье поднимается вопрос о необходимости фиксации в профессиональных стандартах – основных нормативных документах в сфере квалификаций – требований, касающихся обязательности непрерывного развития профессиональных компетенций работников, в том числе через институт дополнительного профессионального образования. Предложены варианты внесения этих требований без изменения установленного формата профстандартов. Отстаивается опережающая роль исследовательских и проектных университетов – системообразующих структур в индустрии знаний – в формировании квалификационных требований по новым направлениям и видам профессиональной деятельности, аргументируется необходимость разработки и реализации программ профессиональной переподготовки специалистов до того, как они официально обретут соответствующий статус и для них будут разработаны и утверждены профессиональные стандарты.
47-62 68
Аннотация
Представлен обзор литературы и других отечественных и зарубежных источников, касающихся современной индустриальной революции и становления цифровой экономики. Актуализированы задачи совершенствования системы образования, в том числе высшего образования и инженерной подготовки. Проанализированы тенденции развития онлайн-технологий в образовании, а также технологии blended learning, сочетающей достоинства традиционного и online-образования. Отмечены особенности подготовки инженеров и лучшие практики применения технологии blended learning в инженерном образовании. Показана необходимость оптимизации технологии blended learning за счёт максимального использования преимуществ традиционного и онлайн-образования. Предложена методика использования подхода CDIO применительно к высшим уровням инженерного образования для оптимального проектирования программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На конкретных примерах показана возможность цифровой трансформации программ с целью их актуализации и повышения качества подготовки выпускников к комплексной, инновационной и исследовательской инженерной деятельности в современных условиях.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

64-74 55
Аннотация
Обсуждение темы академического письма, идущее на страницах журнала семь лет, началось с анализа проблемы качества подготовки исследователей, но затем акцент сместился в сторону преподавания академического английского языка, что сузило спектр обсуждаемых проблем. Академическое письмо – обширная область исследований, направленных на решение проблем образования и науки в целом, поэтому их нельзя ограничить рамками прикладных задач, а тем более языковых программ. Анализ публикаций позволяет заключить, что дискуссия должна вернуться в русло междисциплинарного обсуждения, что, в свою очередь, требует осознания российским академическим сообществом значимости академического письма как самостоятельной дисциплины и новой для российского, но не для международного академического сообщества, отрасли научно-педагогических исследований. В статье анализируются проблемы, препятствующие этому осознанию, обусловленные историческими и социокультурными факторами. Опираясь на результаты исследования, автор делает вывод о необходимости создания теоретических и методологических основ академического письма, разработки программ письма и механизмов поэтапного введения этих программ в российское высшее образование, для чего нужны комплексные междисциплинарные исследования и консолидация российского академического сообщества.
75-83 43
Аннотация
Причинами появления лексических ошибок в письменной англоязычной речи студентов неязыковых факультетов могут быть лексическая интерференция при изучении английского языка как иностранного, полисемия и синонимия как русских, так и английских слов. Студенты часто не имеют представления о коннотации слова, не умеют анализировать смысл слова, что приводит к появлению многочисленных лексических ошибок при переводе с русского языка на английский. Типичными ошибками студентов являются употребление прямого значения слова вместо переносного, переносы заданного лексического соответствия на все сочетания данного слова, ошибки в выборе контекстного значения многозначного слова. Для обучения студентов умению анализировать контекстное значение слова и находить соответствующий ему эквивалент в английском языке используются следующие приёмы: вербальное объяснение трудных ситуаций; межъязыковые сопоставления; межъязыковые контрастирующие упражнения; собственно перевод. В результате студенты приобретают метакогнитивные умения классифицировать получаемую информацию, организовывать её в связанные структуры, анализировать значения слов.
84-94 25
Аннотация
Статья посвящена анализу академического письма с позиций деятельностного и компетентностного подходов в современной лингводидактике и с учётом особенностей стратегически-ориентированного поведения в отношении организации речемыслительной деятельности. Автор рассматривает академическое письмо как комплексный вид деятельности, с одной стороны, и как продукт этой деятельности – с другой. Одним из примеров академического письма является научная статья, которая является предметом анализа в данной работе. Автор описывает принципы компетентностной модели научной статьи, ориентированной прежде всего на преподавателя, а на её основе создаёт пошаговую инструкцию написания статьи для студента. Модель и инструкция могут послужить инструментом организации целенаправленного обучения в высшей школе или осуществления учебной деятельности в самостоятельном режиме.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

97-107 47
Аннотация
В статье представлен анализ многопрофильной деятельности Оренбургского государственного университета в контексте решения задач социально-экономического и технологического развития региона. Обозначены ключевые аспекты кадрового и инновационно-технологического сопровождения направлений развития Оренбургской области. Акцентировано внимание на вопросах интеграции образования, науки и производства, а также на развитии международной деятельности.
108-114 67
Аннотация
Основное внимание уделено проблеме обновления образовательных программ на основе реализации принципа проектно-ориентированного обучения, привлечения студентов к решению актуальных для региона научно-исследовательских и производственно-технологических задач. Представлен анализ опыта привлечения работодателей и представителей бизнес-структур региона к участию в образовательном процессе. Рассматривается задача создания комплекса образовательных и интеллектуальных продуктов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность выпускников университета.
115-124 41
Аннотация
В контексте продолжающейся модернизации обозначены направления продуктивного взаимодействия субъектов общего, дополнительного и профессионального образования в расширяющемся пространстве университетского кластера. Показана системообразующая роль современного университета в становлении и развитии информационной среды образовательной интеграции. Представлен многолетний опыт Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» – правопреемника Оренбургского учебного округа – по разработке и внедрению инновационных форм и методов регионального образовательного сотрудничества, реализации образовательного потенциала сетевого взаимодействия в области педагогической поддержки одарённых детей, информационного становления личности обучающихся, содействия профессиональному развитию педагогов, формирования исследовательской культуры школьников и студентов.
125-135 40
Аннотация
Рассматривается развитие новых машиностроительных технологий и изменение требований к подготовке инженерно-технических кадров. Наряду с традиционными инженерными знаниями и навыками они предусматривают наличие компетенций в области компьютерных технологий автоматизации проектирования, подготовки производства, изготовления и эксплуатации изделий. Отмечается, что богатый практический опыт инженеров и преподавателей старшего поколения зачастую оказывается морально устаревшим: люди с трудом осваивают стремительно меняющиеся компьютерные системы научных исследований предметных областей, 3D-графики и инженерного анализа конструкций – всего, что составляет системную цифровизацию производственных технологий. Для подготовки специалистов нового поколения вузам необходимы: современная учебно-лабораторная база, включающая разноплановое оборудование с компьютерным и контроллерным управлением и компьютерные системы различного целевого назначения; абитуриенты, обладающие достаточной базовой подготовкой и склонностью к обучению по техническим направлениям; кадры профессорско-преподавательского состава, свободно владеющие компьютерными технологиями, ориентированные на повышение преподавательского мастерства и личной квалификации. Представлено содержание мер государственной поддержки вузов по совершенствованию подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, приоритетно включающих развитие системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Описан накопленный опыт Аэрокосмического института ОГУ по поэтапному созданию современной учебно-лабораторной базы, формированию контингента абитуриентов, подготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, развитию взаимодействия с работодателями.

ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

136-145 60
Аннотация
Отмечается активизация интереса философов науки к гносеологическому формату гуманитарного знания и методам его получения, что особенно актуально для формирующейся теоретической нормы в педагогике. В остропроблемном контексте представлены: а) индуктивная, гипотетико-дедуктивная и абдуктивная модели обоснования концепций в педагогике; б) причинные объяснения педагогических феноменов; в) аргументация педагогических выводов и результатов, включающая эмпирический, теоретический и контекстуальный типы обоснования. Кратко обсуждается логика норм и оценок в педагогике. Выявлены предметные и гносеологические проблемы конструирования педагогической реальности. Выведен проблемный формат темы, включающий незавершённость абдуктивных моделей, «рыхлость» всех трёх типов обоснования, причинных объяснений, непроявленность категории «мера».
146-160 64
Аннотация

Этот текст – попытка разработки неантропоцентристской педагогики. В её
рамках развивается тезис о необходимости переосмысления онтологии образования, импли-
цированной антропоцентристским способом мышления о социальном. Посредством обраще-
ния к постгуманизму, исследованиям науки и технологий (STS – science and technology studies),
к акторно-сетевой теории (АNТ) предлагается такой тип мышления об образовательной
онтологии, который позволяет показать относительность, сложность и гибридность акто-
ров, вписанных в самый базовый (и не только) уровень существования образования.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

161-167 112
Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу педагогического опыта активизации
познавательной деятельности обучающихся технического вуза посредством интеллекту-
альных игр-состязаний (игры в парах, командные игры) в рамках гуманитарных дисциплин
«Русский язык и культура речи» и «Риторика». Особое внимание при описании технологии
игр уделяется педагогическим нюансам, которые необходимо учитывать преподавателю
для достижения максимального результата учебно-игровой деятельности. На основе опи-
санного опыта делаются выводы о богатых возможностях использования игр-состязаний
в образовательном процессе высшей школы. Правильно организованная игра позволяет
создать на занятии благоприятный для обучения эмоциональный фон, установить психо-
логический контакт между всеми участниками общения. В ситуации игры мобилизуются
интеллектуальные силы обучающихся. Формы групповой работы развивают у студентов
коммуникативные навыки, а также формируют востребованное временем умение рабо-
тать в команде, достигать взаимопонимания, осознавать ценность каждого члена группы.
Важным достоинством игровых форм является то, что их можно использовать на всех
этапах обучения – от введения нового материала до контроля приобретённых знаний, уме-
ний и навыков. Яркие эмоции, которые испытывают студенты в ходе игры, повышенная
ответственность за её результат способствуют лучшему усвоению учебного материала,
что подтверждается контрольными тестами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)