Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Логико-гносеологический формат педагогического познания и доказательная педагогика

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-136-145

Полный текст:

Аннотация

Отмечается активизация интереса философов науки к гносеологическому формату гуманитарного знания и методам его получения, что особенно актуально для формирующейся теоретической нормы в педагогике. В остропроблемном контексте представлены: а) индуктивная, гипотетико-дедуктивная и абдуктивная модели обоснования концепций в педагогике; б) причинные объяснения педагогических феноменов; в) аргументация педагогических выводов и результатов, включающая эмпирический, теоретический и контекстуальный типы обоснования. Кратко обсуждается логика норм и оценок в педагогике. Выявлены предметные и гносеологические проблемы конструирования педагогической реальности. Выведен проблемный формат темы, включающий незавершённость абдуктивных моделей, «рыхлость» всех трёх типов обоснования, причинных объяснений, непроявленность категории «мера».

Об авторах

А. В. Коржуев
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.
Россия

 д-р пед. наук, проф. 

 119991, г. Москва, ул. Малая Трубецкая, 8. 



Н. Н. Антонова
Московский городской педагогический университет.
Россия

канд. пед. наук, доцент.

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.



Список литературы

1. Микешина Л.А. Современная эпистемология гуманитарного знания: междисциплинарные синтезы. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 463 с.

2. Brezinka W. Philosophy of Educational Knowledge: An Introduction to the Foundations of Science of Education // Philosophy of Education and Practical Pedagogics. Springer Science & Business Media, 2012. 303 p. DOI: 10.1007/978-94-011-2586-4

3. Anderson C.A. Methodology of comparative education // International Review of Education. 1961. March. Vol. 7. Issue 1. P. 1-23. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007%2FBF01416250

4. Bauer N.J. Foundational Studies as a New Liberal Art: Educology. Annual Convention American Educational Studies Association. 1988, November 2, 19 p. URL: https://iiles.eric.ed.gov/ fulltext/ED303446.pdf

5. Коржуев А.В., Антонова Н.Н. Педагогическое знание и его репрезентация в научных текстах в реалиях семиологического поворота (диалог с А.А. Полонниковым) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 70-79.

6. Пояонников А.А. Что значит мыслить педагогически сегодня? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 79-90.

7. Теория и практика педагогического экспери-мента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воро-бьёва. М.: Педагогика, 1979.

8. Краевский В.В. Методология педагогики. Новый этап. М.: Академия, 2006. 400 c.

9. Бордовская Н.В. Педагогическая системология. М.: Дрофа, 2009. 464 c.

10. Новиков А.М. Основания педагогики. М.: Эг- вес, 2010. 208 c.

11. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-психологического исследования. М.: Академия, 2008. 208 c.

12. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006.

13. Мартишина Н.И. Логическая компетентность как основа науки и профессионального образования // Высшее образование в Рос¬сии. 2011. № 5. С. 129-135.

14. Маяошонок Н.Г., Девятко И.Ф. Эксперимент как метод изучения эффективности практик и нововведений в высшем образовании // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 141-151.

15. Ивин А.А. Современная философия науки. М.: Высшая школа, 2005.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2003. 384 c.

17. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Университет; Высшая школа, 2002. 400 c.

18. Вяяьдин М.В. Информационный метод вре-менного нормирования содержания обучения. М.: Прометей, 1986.

19. Сапунов М.Б. О проблеме реальности в исто-рии и философии науки // Высшее образова¬ние в России. 2012. № 2. С. 147-155.

20. Розова С.С. Проблемы психической реальности (ответ господам Сомнение и Невежество) // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2012. Т. 6. Вып. 1. С. 86-95.

21. Зуев В.В. На пути к теории биологической таксономии // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 36-54.


Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)