Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34
Аннотация
Статья посвящена анализу ряда особенностей программ «новой» аспирантуры, реализуемых в системе высшего образования России начиная с 2013 г., в сравнении с программами «старой» аспирантуры, реализовывавшимися до 2013 г., а также с программами аспирантуры (докторантуры PhD) западных стран. Рассмотрены наиболее уязвимые зоны «новой» аспирантуры, предложены варианты решения выявленных проблем. При проведении анализа особенностей и классификации проблем реализации российской аспирантуры как третьего уровня высшего образования авторы опирались на результаты аналитических и социологических исследований по данной проблематике, выполненных в МГУ, МПГУ, АКУР в 2017–2018 гг. При формировании предложений по преодолению проблем «новой» аспирантуры авторы приняли во внимание проект нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», основные приоритеты Национального проекта «Наука», а также подходы к созданию новой системы квалификаций научных, научно-педагогических и научнотехнических кадров, в выработке которых авторы принимают непосредственное участие.
Об авторах
Е. В. КараваеваРоссия
Караваева Евгения Владимировна – канд. физ.-мат. наук, доцент, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
В. В. Маландин
Россия
Маландин Владимир Владимирович – канд. истор. наук, доцент, директор, Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров
119991, г. Москва, М. Пироговская ул., 1/1
И. А. Мосичева
Россия
Мосичева Ирина Аркадиевна – канд. тех. наук, доцент
111250, г. Москва, Красноказарменная улица, 14
И. Г. Телешова
Россия
Телешова Ирина Георгиевна – канд. экон. наук, доцент, экономический факультет
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33–43.
2. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле // Социологические исследования. 2017. №9. С. 125–134.
3. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 33–41.
4. Аллахвердян А.Г. Государственная политика подготовки аспирантов в советской и постсоветской науке: сравнительно-науковедческий анализ // Вопросы истории естествознания и техники. 2014. № 1. С. 111–118.
5. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra// Высшее образование в России. 2017. №4. С. 5–16.
6. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 5–15.
7. Рогожин Н.М., Маландин В.В., Артамонов Г.А. Проблемы реализации образовательных программ аспирантуры по отрасли “Исторические науки” // Российская история. 2016. №6. С. 168–170.
8. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. №3 (9). P. 20–21
9. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №7. С. 86–95.
10. Душина С.А., Ащеулова Н.А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США) // Вестник МГИМОУниверситета. 2013. №2. С. 170–177.
11. Большова Н.Н. Аспирантура: опыт университетов Запада. URL: https://mgimo.ru/files2/ y08_2010/160572/Aspirantura_Bol6ova.pdf
12. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном контексте // Высшее образование в России. 2016. №6. С. 16–33.
13. Воробьева О.В., Телешова И.Г. Научно-исследовательский вид деятельности в европейской системе квалификаций: опыт и проблемы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 74–86.
14. European Qualifications Framework for Lifelong Learning. URL: https://ec.europa.eu/ploteus/ en/content/descriptors-page
15. Analysis and overview of NQF level descriptions in European Countries. Working Paper No. 19. European Center for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.
16. Towards a European Framework for Research Careers. URL: https://www.hrk.de/ fileadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02- 05-Forschung/Forschermobilitaet/Towards_a_ European_Framework_for_Research_Careers_-_21_July_2011__final_.pdf
17. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура – аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 21–32.
18. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. 240 с.