НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются роль и позиции российской системы высшего образования в Болонском процессе за последние пятнадцать лет. Документы, подготовленные для встреч министров образования, в том числе для парижской конференции министров в мае текущего года, анализируются с точки зрения особенностей государственной образовательной политики России в контексте Болонского процесса. Особое внимание уделено вопросам гарантии качества образования как ключевого инструмента интеграционного процесса.
Статья посвящена анализу ряда особенностей программ «новой» аспирантуры, реализуемых в системе высшего образования России начиная с 2013 г., в сравнении с программами «старой» аспирантуры, реализовывавшимися до 2013 г., а также с программами аспирантуры (докторантуры PhD) западных стран. Рассмотрены наиболее уязвимые зоны «новой» аспирантуры, предложены варианты решения выявленных проблем. При проведении анализа особенностей и классификации проблем реализации российской аспирантуры как третьего уровня высшего образования авторы опирались на результаты аналитических и социологических исследований по данной проблематике, выполненных в МГУ, МПГУ, АКУР в 2017–2018 гг. При формировании предложений по преодолению проблем «новой» аспирантуры авторы приняли во внимание проект нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», основные приоритеты Национального проекта «Наука», а также подходы к созданию новой системы квалификаций научных, научно-педагогических и научнотехнических кадров, в выработке которых авторы принимают непосредственное участие.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из наиболее важных и, судя по психолого-педагогической литературе, наименее изученных аспектов отечественной системы высшего образования является сфера личностных взаимоотношений на уровне «преподаватель – студент». Формирование этого типа социальных отношений – процесс сложный, в равной мере зависящий от обеих заинтересованных сторон, но именно он в итоге определяет эффективность образовательного процесса. На сегодняшний день едва ли не единственным методом психодиагностики этой сферы образовательного пространства является анонимное анкетирование как студентов, так и преподавателей. Получаемые при этом результаты не только дают более полное представление о личностных характеристиках современного студенчества и преподавательского состава вузов, но и могут внести существенные коррективы в организацию образовательного процесса. Анонимное анкетирование 400 студентов лечебного и педиатрического факультетов Курского государственного медицинского университета (КГМУ) позволило выявить ряд как вполне предсказуемых, так и достаточно неожиданных фактов, касающихся психологической атмосферы на уровне взаимоотношений «преподаватель – студент». Полученные результаты несколько меняют утвердившееся мнение о повышенной амбициозности современного поколения студентов. Подтверждением тому является объективный факт заниженной личностной самооценки у 38% анкетируемых студентов КГМУ. Настораживающим, требующим осмысления и практических выводов является факт негативной оценки ими профессионально-личностных качеств некоторых преподавателей (16% респондентов). Относительно низкая востребованность рекомендуемых студентам основных академических учебников по изучаемым дисциплинам (56%) и фактическая невостребованность (8%) читаемых лекций в значительной мере объясняются их неконкурентоспособностью в сравнении с краткими по форме и поверхностными по содержанию всякого рода «доморощенными» учебно-методическими пособиями, прочно занимающими первую позицию в годовых отчётах преподавателей.
В последние годы понятия «корпоративная/организационная культура» и «рейтинг» стали важными ориентирами отечественной системы университетского управления и критериями оценки качества образования. Однако эти понятия редко рассматриваются как взаимосвязанные, что объясняется прежде всего отсутствием исследований, оценивающих роль корпоративной культуры как инструмента продвижения университета в международных рейтингах. Между тем имеющиеся данные позволяют сделать некоторые выводы о характерных чертах корпоративной культуры университетов – лидеров мировых рейтингов (сложное сочетание элементов рыночного, адхократического и кланового типов организационной культуры), которые не являются пока типичными для классических российских университетов, где доминируют элементы клановой и бюрократической/иерархической культуры. В статье представлены результаты двух оценок организационной культуры в Российском университете дружбы народов с применением методики Камерона-Куина, которые позволили идентифицировать рамочную конструкцию конкурирующих ценностей и показали, что за прошедшее десятилетие снизилась доля бюрократического/иерархического типа за счёт увеличения доли рыночного и адхократического типов в организационной культуре вуза.
В статье рассматривается опыт интегративного преподавания одного из модулей медицинской информатики на английском языке, полученный на базе Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). В течение 2015–2017 учебных годов на кафедре медицинской физики, информатики и математики и кафедре иностранных языков УГМУ осуществлялась междисциплинарная работа для организации занятий по медицинской информатике на английском языке. По окончании междисциплинарных занятий проведён опрос, в котором приняли участие 287 студентов лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов. Оценка иноязычных коммуникативных навыков, а также умений поиска медицинской информации в международной базе данных осуществлялась во время практических занятий. Результаты анкетирования продемонстрировали, что 76% студентов позитивно отнеслись к возможности совершенствования коммуникативных навыков иностранного языка в профессиональной сфере. Сделан вывод о возможности разработки отдельных модулей профессиональных дисциплин на английском языке для обучения студентов медицинских специальностей.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
B статье представлены возможности междисциплинарного подхода к обучению английскому языку для специальных академических целей (ESAP), используемого межфакультетской кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук в различных дисциплинарных контекстах, на примере разработки учебных материалов курса «Английский язык для общественных наук». Данный кейс демонстрирует эффективность этого подхода при соблюдении необходимых условий его применения: тесного сотрудничества с преподавателями дисциплин, с преподавателями английского языка, ведущими аналогичные разработки для других образовательных программ, и со студентами как активными участниками учебного процесса. Важным методологическим условием является также анализ учебных материалов на различных стадиях образовательного процесса. Результаты исследования подтверждаются анкетированием студентов и интервью с преподавателями английского языка и общественных дисциплин, которые позволили оценить эффективность используемого подхода. Этот подход может быть использован как модель для разработки учебных материалов в аналогичных академических контекстах нелингвистических вузов.
В статье представлен материал, аргументирующий название («комментарии скептика» …). Речь идёт об отношении автора к системе обучения и новому исследовательскому направлению – академическое письмо (АП). Статья построена как диалог со сторонниками АП, по мнению автора, не отвечающих на целый ряд вопросов, которые следовало бы задать при включении защищаемых ими идей в структуру педагогического знания. Признавая ценность анализа зарубежных источников об АП, их интерпретации и создания соответствующей методической системы обучения применительно к нашей реальности, автор считает, что аргументов для признания АП новой научной или учебной дисциплиной и исследовательским направлением явно недостаточно. Автор обосновывает этот тезис целым рядом размышлений, которые раскрыты в соответствующих разделах. Это и сомнения в полноте методологической аргументации (учёт современной гносеологической ситуации, отношение к рациональности нового типа, специфика естественнонаучного и гуманитарного познания, обоснование значимости социального конструктивизма для системы АП и т.д.), и невнимание к современной методологической ситуации в педагогике. При этом обсуждение статуса АП ведётся как будто в обход того, что есть в отечественной науке о языке, речевой деятельности, тексте (научном, академическом), дискурсе, языковых и риторических конвенциях и т.п. Скептицизм по отношению к системе АП объясняется также несогласием автора с целым рядом положений, сопутствующих её продвижению: отрицание образности и публицистичности в научном тексте, отражения в нём личностных особенностей субъекта текстовой деятельности и его убеждений, переживаний и верований, признание иллюзией опору на талант, литературную образованность и парадоксальный вывод о том, что научиться академическому письму самостоятельно невозможно! Смущение вызывает также и факт невнимательного отношения к работам отечественных учёных, написанным в 1980-е годы, о риторике, ведь прекрасное знание зарубежных источников не отменяет осведомлённости о разработке этой проблемы у нас (например, в работах С.С. Аверинцева, А.К. Авеличева и др.). На основании критического анализа ряда положении системы АП автор приходит к выводу, что АП – это всего лишь одно из возможных технологических решений проблемы создания грамотного научного текста.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Насущные задачи прорывной модернизации отечественной экономики и подготовки кадров, способных и готовых участвовать в инновационно-творческом труде, обусловили разработку новой образовательной технологии высшей школы. «Штудирование» учебных задач-упражнений вытесняется самодеятельной переработкой и осмыслением научных обобщений, освоением профессиональных способов деятельности. Образовательный кластер охватывает определённую область предметной действительности или производственной практики. Деятельностную основу кластерного обучения составляет субъектная учебно-познавательная работа учащегося и соучастие преподавателя в выполнении кластерного задания.
В статье представлен опыт разработки технологии, обеспечивающей эффективное цифровое управление качеством непрерывного образования, развитие интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций обучающихся и преподавателей. Даётся описание содержательного изменения процессов управления, саморазвития, деятельности. Разработанная технология позволяет полностью изменить управление учебной и исследовательской деятельностью не только обучаемого, но и преподавателя, предоставляя им возможность собственного конструирования образовательного маршрута. В условиях нахождения всех субъектов образовательного процесса в среде принципиально меняется схема получения нового знания, это достигается совместными действиями, так как основой интерактивной интеллектуальной среды является взаимодействие, постоянный обмен информацией, мнениями, решениями, опытом. Среда обладает развивающим характером, способствует формированию проектных и эвристических умений, а также умений, связанных с нахождением и реализацией нестандартных решений в профессиональной деятельности. Осуществляется непрерывная обратная связь, отличающаяся индивидуальным подходом и высокой дифференциацией обучения за счет представления каждому персонального педагога, тьютора, роль которого выполняет компьютер.
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации в вузе молодёжной политики, направленной на пропаганду духовно-нравственных ценностей, воспитание социально ответственной личности. Описаны способы усиления роли университета в развитии местных сообществ, городской и региональной среды. Данные вопросы рассмотрены на примере реализации стратегического проекта Сочинского государственного университета «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития». За время своего существования, в том числе в статусе опорного вуза Краснодарского края, университет накопил значительный опыт развития у молодёжи активной жизненной позиции через выстраивание взаимоотношений не только в студенческой среде, но и между вузом и различными субъектами социально-экономической, политической, духовной и культурной инфраструктуры региона. Проект «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития» – это успешный опыт раскрытия социальных талантов студентов, налаживания взаимодействия с органами власти и управления, социальными партнёрами с целью решения острых социальных проблем, приобщения молодёжи региона к духовно-нравственным ценностям, вовлечения её в социальное предпринимательство. Раскрыт потенциал такой формы работы в развитии социальной активности молодёжи в интересах всего общества.
Развитие волонтёрского движения относится к числу важных задач государственной политики современной России. Сегодня многие вузы создают на своей базе волонтёрские центры (ВЦ), являющиеся одним из оптимальных механизмов привлечения молодёжи к решению актуальных задач развития общества, дополнительным педагогическим и личностно-развивающим ресурсом. В настоящей статье представлены результаты реализации Сочинским государственным университетом (СГУ) – опорным вузом Краснодарского края – стратегического проекта «Ресурсный центр событийного волонтёрства», направленного на обеспечение устойчивого развития волонтёрства в регионе и РФ в целом как института гражданского общества и основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов. Описан опыт СГУ по развитию добровольческого движения в регионе, совершенствованию его ресурсного обеспечения, налаживанию сотрудничества в решении данных задач с органами власти и управления, волонтёрскими организациями опорных вузов и региона. Представлены разработанные вузом гибкая универсальная модель подготовки волонтёров и организаторов волонтёрского движения, организационно-управленческие условия и научно-методические подходы к организации студенческого волонтёрства. Описаны результаты их внедрения в регионе. Обоснована целесообразность создания в регионах ресурсных центров волонтёрства, оказывающих образовательным организациям комплекс информационных, консультативных, методических услуг в области добровольческой деятельности.
Важной задачей регионального опорного вуза в рамках реализации «третьей миссии» выступает работа со школьниками и молодёжью, направленная на вовлечение их в научную и инновационную деятельность, на раннюю профориентацию, привлечение в регион талантливых абитуриентов. В Сочинском государственном университете в этих целях реализуется ряд проектов различной направленности, в том числе с партнёрами (Образовательный центр «Сириус», АНО «Море идей» и др.), что позволяет расширять географию приёма, повышать начальный уровень подготовки абитуриентов. В настоящей статье представлен опыт СГУ по работе с талантливыми школьниками и молодёжью, включающий такие проекты, как «Организация Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады “Звезда”», «Занятия с талантливыми школьниками по подготовке их к участию в олимпиадах», «Венчурный акселератор», «Повышение квалификации педагогов регионов РФ для работы в региональных научно-образовательных центрах», «Формирование социологического портрета абитуриентов, студентов и выпускников образовательных программ СПО, обеспечивающих подготовку по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования» и др.
В статье раскрыты механизмы, региональные эффекты модели переориентации научно-практической деятельности Сочинского государственного университета: от фрагментарных исследований по отдельным направлениям прикладной науки (в прошлом) вуз перешёл к комплексным междисциплинарным проектам, реализуемым с момента присвоения ему статуса опорного в Краснодарском крае и нацеленным на обеспечение устойчивого развития г. Сочи и региона в целом. В результате реализации флагманского стратегического проекта «Экспертно-аналитический центр “Агентство современных технологий устойчивого развития туризма”» в университете сформирована межотраслевая экспертно-аналитическая, научно-консультационная и информационно-коммуникационная среда в целях повышения эффективности сотрудничества власти, бизнеса, местного сообщества и потребителей туристских услуг, преодоления барьеров на пути социально-экономического развития региона и соблюдения природного баланса между поколениями, для разработки и внедрения в практику измеримых величин прогнозирования процессов в системе «природа – экономика – общество – человек» и для последующего распространения приобретённого опыта на другие территории. Реализация проекта стимулировала рост капитала доверия к вузу со стороны региональных представителей инновационного сообщества и позволила увеличить число индустриальных партнёров, объём финансируемых НИОКР из внебюджетных источников.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В предлагаемой статье рассматривается состояние болонских реформ на современном этапе в контексте документов, принятых на Парижской конференции министров, ответственных за высшее образование. Информационной базой статьи явились многочисленные материалы, представленные Конференции основными ассоциациями и объединениями, осуществляющими концептуально-методологическое и рамочно-нормативное сопровождение болонских преобразований (EUA, EURASHE, ENQA, ESU и др.). К числу актуальных проблем данного этапа болонских реформ относятся многочисленные сложности в реализации студентоцентрированного подхода к образованию, ориентации его на результаты обучения с точки зрения компетентностной модели. В статье отмечаются неравномерный характер осуществляемых в разных странах реформ, нарушения принципа целостности их реализации и усиление отрицательных воздействий на ход реформ нынешних финансово-экономических проблем. Обращается внимание на трудности в освоении новой педагогической парадигмы, представляющей собой сдвиг в дидактике высшей школы: «от преподавания к учению». Имеются трудности в реализации ключевых условий Болонского процесса, к которым относятся: введение трёхуровневой структуры высшего образования, вопросы академического и профессионального признания квалификаций, внутреннего и внешнего обеспечения качества. В статье указывается на необходимость проведения большой системной работы в части освоения методологии цифровизации образовательного процесса, отражён опыт европейских университетов в том, что касается соблюдения норм этики и преодоления коррупции в академической среде и образовательном менеджменте, искоренения фактов некорректного цитирования и плагиата в научных исследованиях, включая присвоение авторства. В заключение статьи представляется содержание основных направлений развития болонских реформ в третьем десятилетии.
Парижское коммюнике. Париж, 25 мая 2018 г.
Заявление участников Пятого форума по вопросам политики Болонского процесса. Париж, 25 мая 2018 г.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В статье освещаются основные результаты 25-летней работы Социоцентра – одной из научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Отмечено, как небольшой по составу коллектив сотрудников за первые два десятилетия своего существования провёл свыше 600 масштабных социологических исследований и к настоящему времени издал, в том числе совместно с другими научными организациями, более 200 монографий, сборников научных трудов, статистических сборников и материалов конференций.
РЕЦЕНЗИИ
Статья представляет собой рецензию на монографию «Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнёрских сообществах», в которой деятельность университетов рассматривается в контексте анализа сетевых альянсов, раскрываются цели, ценности, мотивы и механизмы их сетевых коммуникаций. В статье показана актуальность монографии, предлагающей исследовать вуз как институт социализации в условиях инструментализации и операционализации образования.
ISSN 2072-0459 (Online)