Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-44-54

Полный текст:

Аннотация

В последние годы понятия «корпоративная/организационная культура» и «рейтинг» стали важными ориентирами отечественной системы университетского управления и критериями оценки качества образования. Однако эти понятия редко рассматриваются как взаимосвязанные, что объясняется прежде всего отсутствием исследований, оценивающих роль корпоративной культуры как инструмента продвижения университета в международных рейтингах. Между тем имеющиеся данные позволяют сделать некоторые выводы о характерных чертах корпоративной культуры университетов – лидеров мировых рейтингов (сложное сочетание элементов рыночного, адхократического и кланового типов организационной культуры), которые не являются пока типичными для классических российских университетов, где доминируют элементы клановой и бюрократической/иерархической культуры. В статье представлены результаты двух оценок организационной культуры в Российском университете дружбы народов с применением методики Камерона-Куина, которые позволили идентифицировать рамочную конструкцию конкурирующих ценностей и показали, что за прошедшее десятилетие снизилась доля бюрократического/иерархического типа за счёт увеличения доли рыночного и адхократического типов в организационной культуре вуза.

Об авторах

И. В. Троцук
Российский университет дружбы народов
Россия

Троцук Ирина Владимировна – д-р социол. наук, проф.

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Д. В. Суховерова
Российский университет дружбы народов
Россия

Суховерова Дарья Вячеславовна – магистрант

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Список литературы

1. Беляева М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития // Alma Mater. 2011. № 4. С. 45–48.

2. Копытов В.С., Пучков В.М. Корпоративная культура как важнейший маркетинговый актив вуза // Наука и образование. 2015. № 12. С. 20–26.

3. Прохоров А.В. Корпоративная культура как основа имиджа университета // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 50–56.

4. Абрамов Р., Груздев И., Терентьев Е. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Независимое литературное обозрение. 2016. № 2. С. 16–32.

5. Бабинцев В.П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35.

6. Демин П.В. Корпоративная культура предпринимательского университета: потенциал измерения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 65–75.

7. Петрова Г.И. Современный университет как корпорация: новая роль традиционной корпоративности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 25–33.

8. Троцук И.В. Рейтинг вузов: идеология и методология составления «таблиц лиг» (зарубежная практика) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2008. № 1. С. 39–48.

9. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ., под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

10. Lacatus M. Organizational culture in contemporary university // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 76. Р. 421–425.

11. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Организационное развитие современного вуза и проблемы корпоративной культуры // Человек и образование. 2008. № 2. С. 16–21.

12. Ткач Д.Г. Новые возможности повышения конкурентоспособности вузов // Alma Mater. 2016. № 2. С. 105–108.

13. Гулиус Н.С. Диагностика и изменение корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2017. №38. С. 79–94.

14. Богдан Н.Н., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 23–30.

15. Морозова Е.А., Сухачева А.В. Корпоративная культура в вузе: взгляд работников и студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. С. 115– 122.

16. Линькова Е.Г. Организационная культура университета как фактор его развития (по результатам социологического исследования). М.: РУДН, 2007.

17. Юрина Е.А., Гулиус Н.С. Трансформация корпоративной культуры университета: социологические и лингвистические методы диагностики // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 106–121.

18. Клюев А.К., Фадеева И.М., Томилин О.Б., Томилин О.О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. C. 93–104.

19. Томилин О.Б., Томилин О.О., Фадеева И.М. Динамика изменений организационной культуры российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. №2. С. 92–105.


Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)