Проблема институциональной коррупции в системе высшего образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-29-38
Аннотация
Статья представляет собой анализ современных проблем и трендов развития системы науки и высшего образования. Наблюдаемый в настоящее время рост бюрократии и роли чиновников в современном обществе увеличивает зависимость регулируемых сфер от личных интересов тех, кто включён в систему управления или влияет на неё. Данные тенденции не обошли стороной и академическую среду, которая ярко демонстрирует несоответствие декларируемых целей и наблюдаемых результатов. Приведенный анализ сфокусирован на российских реалиях, где глобальные негативные тенденции проявляются особенно заметно. Статья объясняет наблюдаемый феномен через призму теории институциональной коррупции. Особенностью данного подхода является то, что и дизайн системы, и решения, принимаемые в ее рамках, даже если они противоречат общественным интересам, не выходят за пределы правового поля. Наблюдаемые тренды сопровождаются формированием неправильной системы стимулов, в которой бюрократия получает чрезмерную власть. Несмотря на то, что стратегическое влияние в рамках системы науки и образования легально, оно подрывает эффективность всего института и ослабляет доверие общества к этому институту.
Об авторах
Е. И. ТрубниковаРоссия
Трубникова Екатерина Ивановна – доктор эконических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента
Адрес: 236016, г. Калининград, ул. Невского, 14 А
Д А. Трубников
Нидерланды
Трубников Дмитрий Алексеевич – PhD, ассоциированный исследователь Тилбургского института права, технологии и общества
Адрес: P.O. Box 90153, 5000 LE Tilburg, The Netherlands
Список литературы
1. Leff N.H. Economic development through bureaucratic corruption // American behavioral scientist. 1964. № 8(3). P. 8–14.
2. Becker G. Comment on Corruption-BECKER. The Becker-Posner Blog. 2005. Aug. 28. URL: http://www.becker-posner-blog.com/2005/08/comment-on-corruption-becker.html
3. Thompson D. (1995) Ethics in Congress: From Individual to Institutional Corruption. Washington: Brookings Institution. 246 p.
4. Lessig L. Foreword: “Institutional corruption” defined. The Journal of Law, Medicine & Ethics. 2013. No. 41(3). P. 553–555.
5. Halffman W., Radder H. The Academic Manifesto: From an Occupied to a Public University. Minerva. 2015. No. 53(2). P. 165–187.
6. Lacroix M. The Wolf and the Sheep in Québec // Halffman W., Radder H. International Responses to the Academic Manifesto: Reports from 14 Countries. Social Epistemology Review and Reply Collective: Special Report. 2017. P. 4–8.
7. Leclerc Ch., Bourassa B., Macé Ch. Dérives de la recherche et détresse psychologique: Une recherche qualitative // Découvrir. 2016. No. 6. URL: https://www.acfas.ca/publications/decouvrir/2016/06/derives-recherche-detresse-psychologique-recherche-qualitative
8. Brown M.B. Beyond Privatization in U.S. Higher Education // Halffman W., Radder H. International Responses to the Academic Manifesto: Reports from 14 Countries. Social Epistemology Review and Reply Collective: Special Report. 2017. P. 9–14.
9. Stark Ph. What Exactly Do Student Evaluations Measure? Berkeley Blog. 2013. Oct. 21. URL: http://blogs.berkeley.edu/2013/10/21/what-exactly-do-student-evaluations-measure/
10. Batterbury S., Byrne J. Australia: Reclaiming the Public University? // Halffman W., Radder H. International Responses to the Academic Manifesto: Reports from 14 Countries. Social Epistemology Review and Reply Collective: Special Report. P. 23–32.
11. Katsumori M. The Crisis of Japanese Academia: A Brief Report on Recent Developments // Halffman W., Radder H. International Responses to the Academic Manifesto: Reports from 14 Countries. Social Epistemology Review and Reply Collective: Special Report. P. 19–22.
12. Välikangas, A. (2017) Anxieties and Tensions in the Nordic Model Finland and Scandinavia. In: Halffman, W., & Radder, H. International Responses to the Academic Manifesto: Reports from 14 Countries. Social Epistemology Review and Reply Collective: Special Report. P. 45–48.
13. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 34–44.
14. Бабинцев В. П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. C. 30–37.
15. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 63–69.
16. Горин С.Г. Компетентностная модель образования и академическая свобода: проблема выбора индивидуальных образовательных технологий // Идеи и идеалы. 2014. № 3 (21). Т. 1. С. 116–125.
17. Горин С.Г. Зарплаты преподавателей вузов, гранты и научный протекционизм // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 68–75.
18. Губа К.С. Publish or perish, или Развенчание меритократии в науке // Вопросы образования. 2011. № 3. C. 210–225.
19. Донских О.А. Дело о стандартах // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 36–43.
20. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36–45.
21. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. C. 73–82.
22. Кочетков М.В. Инновации и псевдоинновации в высшей школе // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 41–47.
23. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 87–97.
24. Трубникова Е.И. Захват регулирования образовательной среды: анализ отдельных аспектов // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 38–46.
25. Трубникова Е.И. «Красные ленты» в сфере науки и образования РФ // Высшее образование в России. 2018. № 1. Т. 27. С. 108–121.
26. Трубникова Е.И. Асимметрия информации и тенденции рынка научных публикаций // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 26–36.
27. Niskanen W.A. The peculiar economics of bureaucracy // The American Economic Review. 1968. P. 293–305.
28. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. C. 8–13. URL: http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/40d/40dd4cb0dc69ad0cf64e3f15cb861446.pdf