Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-136-143
Аннотация
В статье отмечается значимость инженерного образования в условиях вызовов современного информационного общества, развития новых технологий и наукоёмких производств. Уделяется внимание вопросам низкого уровня востребованности инженерных профессий у потенциальных абитуриентов, а также формирования компетенций, необходимых современному инженеру с учётом требований рынка труда. Представлен опыт Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова по организации профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе по реализации проектов, направленных на популяризацию инженерного образования. Одним из них является проект «Инженерные классы», в котором участвуют учащиеся старших классов четырёх ведущих школ-партнёров вуза. Программа обучения включает в себя занятия по математике, физике и информатике, нацеленные на подготовку будущих абитуриентов к получению высшего инженерно-технического образования, а также элективную часть по решению прикладных инженерных задач из разделов: электроника, робототехника, мехатроника, 3D-моделирование, инженерная графика, прототипирование. Особенностью проекта является широкое вовлечение в образовательный процесс студентов технических направлений подготовки в качестве наставников при выполнении школьниками исследовательских и проектных работ. Наряду с повышением уровня знаний по базовым для будущего инженера предметам, активное участие школьников в проектной деятельности позволяет им развивать коммуникативные навыки, приобретать опыт командной работы, что особенно востребовано работодателями. В статье подчёркивается важная роль крупнейших промышленных предприятий региона в реализации проекта. Предприятия предоставляют свои производственные площадки для знакомства с организацией производства и профессиональной деятельностью инженеров, участвуют в проведении олимпиад и творческих конкурсов и обеспечивают возможность последующей целевой подготовки кадров. Таким образом, проект «Инженерные классы» позволяет на практике реализовывать модель непрерывного образования в единой цепочке «школа – вуз – предприятие», создавая тем самым предпосылки для укрепления кадрового потенциала высокотехнологичных предприятий региона.
Об авторах
О. Н. ВасильеваРоссия
Васильева Ольга Николаевна – руководитель центра профориентации
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
Н. В. Коновалова
Россия
Адрес: 428038, г. Чебоксары, ул. Чернышевского, 4/19
Список литературы
1. Davies P., Qiu T., Davies N.M. Cultural and human capital, information and higher education choices // Journal of Education Policy. 2014. Vol. 29. No. 6. P. 804–825
2. Vincy J.S., Mantak Y. Career Guidance and Counseling for University Students in China // International Journal for the Advancement of Counseling. 2012. № 34(3). P. 202–210.
3. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Подготовка инженера для инноваций: оценка запроса // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3 (103). С. 32–42.
4. Надеева О.Г. Исследование информированности старшеклассников о профессиональных требованиях к инженерно-техническим работникам // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 77–82.
5. Ререкин К.А., Симоненкова А.П., Бузуева Ю.Г. Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 96–100.
6. Анисимова Т.И., Шатунова О.В. Технологии и модели развития инженерного образования в рамках профориентационной работы школы и вуза // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 175–180.
7. Троешестова Д.А., Васильева О.Н. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 125–131.
8. Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова – инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 99–105.
9. Байнева И.И. Роль инженерных классов в современной системе технического образования // Учебный эксперимент в образовании. 2017. № 4 (84). С. 20–29.
10. Атлас новых профессий. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/ research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf
11. Граськин С.С., Граськина Е.Е. Организация современной развивающей образовательной среды в инженерных классах // Моделирование и конструирование в образовательной среде: Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научнопедагогического сообщества (г. Москва, 18 апреля 2018). М., 2018. С. 46–55.
12. Троешестова Д.А. Роль вуза в профессиональном самоопределении одарённых обучающихся – будущих кадров для региональной экономики // Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): Материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 17 марта 2016 г.). Ч. 1. Кемерово, 2016. С. 62–64.