Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-34-45

Аннотация

В статье рассмотрена существующая в России практика реализации академических прав студентов в сравнении с зарубежными странами (США, Евросоюз) и в контексте ключевых принципов Болонского процесса (обеспечение качества, применение системы зачётных единиц, расширение мобильности, обучение в течение всей жизни, студентоцентрированность, социальное измерение и социальная доступность). Выявлена специфика отечественной практики реализации академических прав студентов, связанная в том числе с разными традициями правового регулирования и разным менталитетом участников образовательных отношений. Сделаны следующие выводы: (1) состав академических прав, их законодательная регламентация и практика реализации в России и за рубежом имеют существенные отличия; (2) в сравнении с зарубежными российские студенты менее активны в реализации и защите своих академических прав; (3) в российской практике реализации академических прав имеет место ряд проблем, не позволяющих в полной мере применить принципы Болонского процесса; (4) для полноценной реализации данных принципов необходимо совершенствование отечественной практики реализации академических прав студентов, в частности организация системы информирования и консультирования студентов, преподавателей, административных работников вузов, обновление локальных нормативных актов вузов, формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодёжи, в т. ч. создание национальной ассоциации студентов вузов и др.

Об авторах

Г. М. Романова
Сочинский государственный университет
Россия

Романова Галина Максимовна – доктор экономических наук, профессор, ректор 

Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а



В. П. Ердакова
Сочинский государственный университет
Россия

Ердакова Виктория Павловна – доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе и качеству образовательной деятельности 

Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а



М. А. Мазниченко
Сочинский государственный университет
Россия

Мазниченко Марина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник 

Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а



Список литературы

1. Bach J.J. Students have rights too: The drafting of student conduct codes // Brigham Young University Education & Law Journal. 2003. No. 1. Retrieved from EBSCOhost.

2. Mawdsley R.D. Student rights, safety, and codes of conduct // New Directions for Community Colleges. 2004. No. 125. Р. 5–15.

3. Poskanzer S.G. Higher education law the faculty. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 2002.

4. Насонкин В.В., Ткач Г.Ф. Общая характеристика систем образовательного законодательства зарубежных стран на современном этапе // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Международная деятельность вузов». 2007. № 116.

5. Барабанова С.В., Крайсман Н.В., Шагиева Р.В. Право и мораль в образовательных отношениях: взгляд из России на США и Великобританию // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2014. № 4. С. 75–83.

6. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании: Учебное пособие. М.: Форум, 2010. С. 121–122.

7. Шумилов В.М. Правовая система США: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2013. С. 50–51.

8. Skiba R.J., Eckes S.E., Brown К. African American Disproportionality in School Discipline: The Divide Between Best Evidence and Legal Remedy // New York Law School Law review. 2009. No. 10 (59). Р. 1071–1112.

9. Кирилловых А.А. Проблемы административно-правового режима реализации права на перевод обучающихся образовательных учреждений // Законодательство и экономика. 2017. № 3. С. 37–43.

10. Третьяк Н.В. Гарантии реализации конституционного права на образование в законодательных актах субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (декабрь). C. 57–63.

11. Барабанова С.В. Некоторые проблемы защиты прав участников образовательной деятельности // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. Т. 4. № 3. С. 92–100.

12. Белова И.Ю. Социально-правовые гарантии обеспечения академических прав и свобод преподавателей и студентов в российских вузах: магистерская диссертация. СПб., 2015. 110 с.

13. Мотова Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 53–65.

14. Яровая А.О. Основные права студентов, возможности их реализации // Общество и право. 2010. № 3 (30). С. 72–74.

15. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120–132.

16. Барабанова С.В., Насонкин В.В. Правовой консалтинг в сфере образования: общее и особенное // Академия права и экономики. 2017. № 1. С. 23–29.


Рецензия

Просмотров: 829


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)