Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-34-45
Аннотация
В статье рассмотрена существующая в России практика реализации академических прав студентов в сравнении с зарубежными странами (США, Евросоюз) и в контексте ключевых принципов Болонского процесса (обеспечение качества, применение системы зачётных единиц, расширение мобильности, обучение в течение всей жизни, студентоцентрированность, социальное измерение и социальная доступность). Выявлена специфика отечественной практики реализации академических прав студентов, связанная в том числе с разными традициями правового регулирования и разным менталитетом участников образовательных отношений. Сделаны следующие выводы: (1) состав академических прав, их законодательная регламентация и практика реализации в России и за рубежом имеют существенные отличия; (2) в сравнении с зарубежными российские студенты менее активны в реализации и защите своих академических прав; (3) в российской практике реализации академических прав имеет место ряд проблем, не позволяющих в полной мере применить принципы Болонского процесса; (4) для полноценной реализации данных принципов необходимо совершенствование отечественной практики реализации академических прав студентов, в частности организация системы информирования и консультирования студентов, преподавателей, административных работников вузов, обновление локальных нормативных актов вузов, формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодёжи, в т. ч. создание национальной ассоциации студентов вузов и др.
Ключевые слова
Об авторах
Г. М. РомановаРоссия
Романова Галина Максимовна – доктор экономических наук, профессор, ректор
Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а
В. П. Ердакова
Россия
Ердакова Виктория Павловна – доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе и качеству образовательной деятельности
Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а
М. А. Мазниченко
Россия
Мазниченко Марина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник
Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а
Список литературы
1. Bach J.J. Students have rights too: The drafting of student conduct codes // Brigham Young University Education & Law Journal. 2003. No. 1. Retrieved from EBSCOhost.
2. Mawdsley R.D. Student rights, safety, and codes of conduct // New Directions for Community Colleges. 2004. No. 125. Р. 5–15.
3. Poskanzer S.G. Higher education law the faculty. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 2002.
4. Насонкин В.В., Ткач Г.Ф. Общая характеристика систем образовательного законодательства зарубежных стран на современном этапе // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Международная деятельность вузов». 2007. № 116.
5. Барабанова С.В., Крайсман Н.В., Шагиева Р.В. Право и мораль в образовательных отношениях: взгляд из России на США и Великобританию // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2014. № 4. С. 75–83.
6. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании: Учебное пособие. М.: Форум, 2010. С. 121–122.
7. Шумилов В.М. Правовая система США: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2013. С. 50–51.
8. Skiba R.J., Eckes S.E., Brown К. African American Disproportionality in School Discipline: The Divide Between Best Evidence and Legal Remedy // New York Law School Law review. 2009. No. 10 (59). Р. 1071–1112.
9. Кирилловых А.А. Проблемы административно-правового режима реализации права на перевод обучающихся образовательных учреждений // Законодательство и экономика. 2017. № 3. С. 37–43.
10. Третьяк Н.В. Гарантии реализации конституционного права на образование в законодательных актах субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (декабрь). C. 57–63.
11. Барабанова С.В. Некоторые проблемы защиты прав участников образовательной деятельности // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. Т. 4. № 3. С. 92–100.
12. Белова И.Ю. Социально-правовые гарантии обеспечения академических прав и свобод преподавателей и студентов в российских вузах: магистерская диссертация. СПб., 2015. 110 с.
13. Мотова Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 53–65.
14. Яровая А.О. Основные права студентов, возможности их реализации // Общество и право. 2010. № 3 (30). С. 72–74.
15. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120–132.
16. Барабанова С.В., Насонкин В.В. Правовой консалтинг в сфере образования: общее и особенное // Академия права и экономики. 2017. № 1. С. 23–29.