Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-20 75
Аннотация

Перенос современных образовательных технологий из стран ОЭСР в высшее техническое образование СНГ требует значительных финансовых и материальных ресурсов. Целесообразно объединение педагогических коллективов и лабораторной базы вузов, готовящих специалистов по родственным специальностям с использованием Интернета. Реализован международный научно-образовательный сетевой интернет-проект

«Синергия» при поддержке концерна «Фесто» (Германия). Непосредственно в регулярной образовательной деятельности по проекту участвуют: НИУ Московский энергетический институт, НИУ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Омский государственный технический университет и Карагандинский государственный технический университет. Лаборатории участников проекта оснащены современными учебными стендами и мультимедийными средствами для проведения онлайн-курсов и лабораторных работ в режиме удалённого доступа от ведущих отечественных и зарубежных компаний, среди которых – мировые лидеры в области автоматики и робототехники «Фесто», «Сименс», «Мицубиши-электрик».

Организовано регулярное обучение в сети по технологиям обменных, составных и встроенных модульных курсов. Накопленный опыт проекта стал основой для разработки новой междисциплинарной программы профильной магистратуры «Робототехника. Системы

управления» для промышленности Казахстана. Международный университетский сетевой проект «Синергия» может стать основой для практической реализации принципов Болонского процесса с учётом специфики стран СНГ.

21-33 54
Аннотация

В статье конкуренция рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной деятельности предпринимателей, а изучение конкуренции – как важное направление в системе предпринимательского образования. Конкурентные компетенции важны акторам на любой из стадий жизненного цикла предпринимательского проекта. Поэтому на теоретическом уровне, в процессе проведения исследований по вопросам становления системы предпринимательского образования так важно найти конкурентным компетенциям место, соответствующее их реальной значимости.

Целью данной статьи является обоснование рационального подхода к определению, классификации конкурентных компетенций профессиональных предпринимателей, а также и к структурированию их как значимых результатов обучения в предпринимательском образовании сообразно типам, видам, методам, характеру, манерам, стилям конкурентного поведения, направлениям менеджмента конкурентных действий. В статье определяются и описываются группы конкурентных компетенций.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

34-45 47
Аннотация

В статье рассмотрена существующая в России практика реализации академических прав студентов в сравнении с зарубежными странами (США, Евросоюз) и в контексте ключевых принципов Болонского процесса (обеспечение качества, применение системы зачётных единиц, расширение мобильности, обучение в течение всей жизни, студентоцентрированность, социальное измерение и социальная доступность). Выявлена специфика отечественной практики реализации академических прав студентов, связанная в том числе с разными традициями правового регулирования и разным менталитетом участников образовательных отношений. Сделаны следующие выводы: (1) состав академических прав, их законодательная регламентация и практика реализации в России и за рубежом имеют существенные отличия; (2) в сравнении с зарубежными российские студенты менее активны в реализации и защите своих академических прав; (3) в российской практике реализации академических прав имеет место ряд проблем, не позволяющих в полной мере применить принципы Болонского процесса; (4) для полноценной реализации данных принципов необходимо совершенствование отечественной практики реализации академических прав студентов, в частности организация системы информирования и консультирования студентов, преподавателей, административных работников вузов, обновление локальных нормативных актов вузов, формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодёжи, в т. ч. создание национальной ассоциации студентов вузов и др.

46-56 62
Аннотация

В свете преобразований, происходящих в жизни современного общества, в том числе и в сфере высшего образования, проблема создания имиджа преподавателя приобретает всё большую практическую и теоретическую значимость. Цель работы – выявить, как преподаватель вуза воспринимается сегодня студентами, какие составляющие его имиджа они считают наиболее значимыми и приоритетными. Для этого в работе проведено экспериментальное исследование мнений студентов в отношении имиджа современного преподавателя и проанализированы его результаты. Метод исследования заключался в проведении письменных и устных опросов, а также опросов в социальных сетях. По результатам анализа в статье рассмотрены ключевые характеристики имиджа современного педагога высшей школы и даны рекомендации по технологии формирования положительного имиджа. Показано, что доминирующими характеристиками имиджа являются профессионализм и экспертность преподавателя в конкретной предметной области, его педагогическая компетентность как способность реализовывать продуктивный образовательный процесс и эмоциональный интеллект. Статья содержит множество практических примеров, иллюстрирующих правомерность студенческих приоритетов в части имиджевых характеристик преподавателей.

57-63 49
Аннотация

Ценности трудовой деятельности, профессиональные установки, предпочтения и ориентации во многом определяют трудовое поведение молодёжи. На материале социологического исследования на основе репрезентативной выборки студентов нижегородских вузов объёмом 627 человек автором статьи осуществлен анализ ценностей современных студентов в сфере труда, их места в структуре базовых ценностей. Рассмотрены пожелания и требования молодого поколения к будущей работе с оценкой их значимости. На основе применения процедуры факторного анализа выделены пять групп индивидуальных трудовых установок. Выяснено отношение студентов к будущей профессии, а также уровень их осведомлённости о трудовой деятельности в данной сфере. Проанализировано влияние различных агентов на профессиональный выбор молодёжи, рассмотрены гендерные различия в данном вопросе.

«СИНЕРГИЯ – 2018»

65-75 48
Аннотация

В условиях экономики знаний востребована парадигма инновационной инженерной деятельности, меняющая роль инженера и модель инженерного образования. Показано, что в основе современных технологий лежат междисциплинарные исследования, определяющие необходимость интегративной подготовки инженеров к инновационной деятельности. Приведены основные характеристики, отличительные черты и структура такой деятельности. На основе квалификационных уровней подготовки будущих инженеров и этапов формирования их профессиональных компетенций сформулированы требования к инновационным инженерам и обоснован комплексный подход к формированию инженерных компетенций. Изменение важнейших трендов в области инженерной педагогики позволило актуализировать основные положения классической концепции инженерного образования. Намечен вектор дальнейшего развития Казанского национального исследовательского технологического университета как центра технологического развития Республики Татарстан в области химических технологий.

76-85 49
Аннотация

Актуализированы вызовы и проблемы современного инженерного образования. Обоснована необходимость проектирования и конструирования новой модели образовательной системы, связанной с выживанием человечества, подготовки инженера нового типа. Охарактеризованы мировые тенденции развития инженерного образования, тренды и требования к компетенциям будущих инженеров. В качестве концептуальной основы развития инженерного образования рассмотрена концепция естественной структуры инженерной подготовки (NL), выделены её основные инновационные составляющие. На основе кодекса профессиональной этики инженера сформулированы основные положения «Клятвы Леонардо» для инженеров как эталона для формирования учебных планов в инженерном образовании.

86-93 40
Аннотация

В настоящее время актуальными показателями качества подготовки инженеров и оценки их деятельности становятся такие характеристики, как профессиональное мастерство и производительность труда. Авторы полагают, что в ближайшее время будут даны их детальные описания и разработаны системы их оценивания на основе различных методологий, подходов и инициатив. Очевидно, что данные навыки приобретаются и нарабатываются во время учёбы в университете в процессе освоения различных дисциплин учебного плана и участия во внеаудиторных мероприятиях. В статье анализируются инструменты, используемые общественными организациями и университетскими подразделениями разного уровня для развития у студентов навыков повышения производительности труда. Авторы раскрывают вопросы деятельности различных организаций, связанные с формированием данных навыков у будущих инженеров, а также делятся собственным опытом работы университетской лаборатории, в которой ведётся обучение студентов по программам инженерной подготовки, в процессе которого они вовлекаются в реальную исследовательскую и проектную деятельность. Данные идеи были представлены на пленарной сессии международной конференции «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли» (г. Казань).

94-103 77
Аннотация

В контексте вызовов современного глобального общества, в первую очередь – его цифровизации, в статье рассмотрены актуальные проблемы инженерного образования, которые стали предметом обсуждения на 21-й Международной конференции по интерактивному обучению в сотрудничестве (ICL) и 47-й международной конференции по инженерному образованию (IGIP), состоявшейся в сентябре 2018 года на острове Кос (Греция). Обозначена достаточно обширная проблематика конференции, связанная с новыми интерактивными образовательными технологиями, развитием онлайн, цифрового и электронного обучения, визуализацией и геймизацией образования, развитием у будущих инженеров академических и прикладных компетенций, внедрением новых сред обучения и т.д. Подчёркнут вклад российских учёных в развитие инженерной педагогики, в том числе в совершенствование подготовки преподавателей инженерного вуза, в проведение международной сетевой научно-практической конференции «Синергия».

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

104-118 51
Аннотация

В настоящей статье делается попытка проанализировать внутреннее устройство устной философской речи выдающегося философа второй половины ХХ века Мераба Константиновича Мамардашвили, речи, которая выступает главной отличительной чертой его знаменитых лекционных курсов конца 70-х – начала–середины 80-х годов, посвящённых философии, но читавшихся преимущественно для нефилософской аудитории. Анализ предваряется рассмотрением проекта новой онтологии сознания, осуществляемого Мерабом Мамардашвили в ряде ключевых его работ. Ставится задача выявить сущностную взаимосвязь формы философствования (и преподавания философии) Мамардашвили c содержанием его философии.

В первой части статьи производится экспозиция проблематики события в контексте теории и онтологии познания и возникновения этой темы у Мераба Мамардашвили в связи с критикой классической философии. Осуществляется описание классической рациональности с выявлением её «слепых пятен», а именно – историчности и событийности явлений знания и понимания, не ухватываемых объективирующим взглядом классического наблюдателя. Анализируется двухаспектность понятия «сознание» у М. Мамардашвили в контексте выстраиваемой им феноменологии события. Термин «эпифания» рассматривается в качестве ключевой характеристики события знания.

Во второй части работы в центре внимания – особенности устной философской речи Мамардашвили, понимаемой как одна из стратегий косвенного сообщения, в её отличии от прямой передачи знания в классической модели преподавания философии. Разбираются различные подходы к интерпретации особенностей формы лекционных курсов Мераба Мамардашвили у отечественных исследователей и предлагается интерпретация, исходящая из её специфики как косвенного сообщения события знания.

119-129 38
Аннотация

В статье предпринят опыт «асимметричного комментария» философского текста посредством его последовательного помещения в три образовательных контекста. Первый из них связан с экспликацией культурной миссии педагогического проекта, предлагаемого статьей, второй нацелен на анализ педагогического действия текста, обусловленного заключёнными в нём образцами письма/чтения. Третий – выполняет функцию противотекста, проблематизирующего педагогическую программу комментируемой статьи. Обосновывается исчерпанность ориентации на символическую идентификацию с инвариантными символами культуры в образовании. Трансформация образования связывается с преодолением методологического индивидуализма, с превращением образования в предмет общественного сотрудничества. Считается, что акцент в коллективной работе должен быть сделан не на установлении согласованной дефиниции ситуации, а на конфликте её трактовок, столкновении практических позиций и выявлении качественно различных образовательных перспектив. Комментарий методом «проб и ошибок» также исследует возможность построения деконструктивного описания, способного вызывать дереификационные эффекты в процессах письма/чтения. Предполагается, что деконструктивное письмо может стать важнейшим элементом академической компетентности студентов в ходе университетской подготовки.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 
130-146 116
Аннотация

16 ноября 2018 года в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в рамках Программы повышения квалификации состоялся круглый стол, организованный Институтом аспирантуры и докторантуры ННГУ совместно с редколлегией журнала «Высшее образование в России» на тему «Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы развития». Программа реализована в соответствии с «дорожной картой» Проекта повышения конкурентоспособности ННГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект «5-100») на 2018 год. В мероприятии приняли участие 48 административно-управленческих и научно-педагогических работников из 24 городов, представляющих 37 университетов и научных организаций Российской Федерации (в том числе НИТУ МИСиС, Высшую школу экономики, ННГУ, Томский политехнический университет, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Белгородский национальный исследовательский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Тюменский национальный исследовательский университет и др.).

В обсуждении ключевых вопросов современной российской аспирантуры наиболее активное участие приняли: Бедный Борис Ильич (директор Института аспирантуры и докторантуры, ННГУ), Сапунов Михаил Борисович (главный редактор журнала «Высшее образование в России»), Игнатов Андрей Сергеевич (директор Центра подготовки кадров высшей квалификации, МИСиС), Кузенков Олег Анатольевич (заместитель директора Института информационных технологий, математики и механики, ННГУ), Терентьев Евгений Андреевич (старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, ВШЭ), Еськина Елена Владимировна (начальник отдела аспирантуры, Самарский национальный исследовательский университет), Дятлова Ксения Дмитриевна (профессор, ННГУ), Агеева Ольга Николаевна (начальник Управления подготовки кадров высшей квалификации, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва), Муратова Евгения Ивановна (начальник Управления аспирантуры и докторантуры, Тамбовский государственный технический университет), Миронос Алексей Андреевич (заведующий кафедрой, ННГУ), Рыбаков Николай Валерьевич (начальник отдела, ННГУ).

Ведущие круглого стола: Б.И. Бедный, М.Б. Сапунов.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

147-158 79
Аннотация

В статье описано использование метода педагогического моделирования при планировании и разработке курса повышения квалификации преподавателей иностранного языка (ИЯ) для работы в технических вузах России. Проанализированы значимые факторы, определяющие требования к преподавателям, осуществляющим языковую подготовку будущих инженеров. Проблема повышения квалификации преподавателей ИЯ для работы в технических вузах рассмотрена в ракурсе инженерной педагогики. Обоснована необходимость разработки Профиля профессионально-методической компетентности (ПМК) преподавателя иностранного языка технического вуза как нормативного описания квалификационных требований к данной специальности. Представлены результаты диагностики компетенций действующих преподавателей иностранных языков технических вузов России, выявившей у респондентов методический дефицит в области теории и практики междисциплинарного подхода к обучению иностранному языку для профессиональных целей. Организационно-педагогическая модель, основанная на квалификационных требованиях Профиля, предложена в качестве основы для выбора содержания, методов обучения и оценки компетенций преподавателей, повышающих свою квалификацию с целью более эффективного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих инженеров в техническом вузе.

СОЦИОЛОГИЯ

10
Аннотация

Ценности трудовой деятельности, профессиональные установки, предпочтения и ориентации во многом определяют трудовое поведение моло­дежи. На материале социологического исследования на основе репрезентативной выборки студентов нижегородских вузов объемом 627 человек автором  статьи осуществлен анализ цен­ностей современных студентов в сфере труда, их места в структуре базовых ценностей. Рассмотрены пожелания и требования молодого поколения к будущей работе с оценкой их значимости. На основе применения процедуры факторного анализа выделены пять групп индивидуальных трудовых установок. Выяснено отношение студентов к будущей профессии, а также уровень осведомленности о трудовой деятельности в данной сфере. Проанализировано влияние различных агентов на профессиональный выбор  молодежи, рассмотрены гендерные отличия в данном вопросе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)