Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56
Аннотация
В свете преобразований, происходящих в жизни современного общества, в том числе и в сфере высшего образования, проблема создания имиджа преподавателя приобретает всё большую практическую и теоретическую значимость. Цель работы – выявить, как преподаватель вуза воспринимается сегодня студентами, какие составляющие его имиджа они считают наиболее значимыми и приоритетными. Для этого в работе проведено экспериментальное исследование мнений студентов в отношении имиджа современного преподавателя и проанализированы его результаты. Метод исследования заключался в проведении письменных и устных опросов, а также опросов в социальных сетях. По результатам анализа в статье рассмотрены ключевые характеристики имиджа современного педагога высшей школы и даны рекомендации по технологии формирования положительного имиджа. Показано, что доминирующими характеристиками имиджа являются профессионализм и экспертность преподавателя в конкретной предметной области, его педагогическая компетентность как способность реализовывать продуктивный образовательный процесс и эмоциональный интеллект. Статья содержит множество практических примеров, иллюстрирующих правомерность студенческих приоритетов в части имиджевых характеристик преподавателей.
Об авторах
М. А. ЛукашенкоРоссия
Лукашенко Марианна Анатольевна – доктор экономических наук, проф., завкафедрой корпоративной культуры
Адрес: 105318, г. Москва, Измайловский вал, 2 �тивного менеджмента
А. А. Ожгихина
Россия
Ожгихина Анастасия Александровна – кандидат экономических наук, декан факультета спортивного менеджмента
Адрес: 105318, г. Москва, Измайловский вал, 2 �тивного менеджмента
Список литературы
1. Абрамов Р. , Груздев И., Терентьев Е. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Новое литературное обозрение. 2016. № 2 (138). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2016/2/trevoga-i-entuziazm-v-diskursahob-akademicheskom-mire-mezhduna.html
2. Алавердов А.Р. Парадоксы в подходе к оплате труда преподавателей частных вузов: кто на кого должен равняться? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 70–84.
3. Баранова И.П. Применение компетентностного подхода в системе высшего образования // Педагогика и психология образования. 2014. № 4. С. 37–42.
4. Алавердов А.Р. Эволюция стратегических подходов к мотивации научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 45–53.
5. Балацкий Е.В. В поисках академической ренты // Капитал страны. Федеральное Интернет-издание 12.4.14. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/v_poiskah_akademicheskoj_renty/
6. Имиджелогия. Как нравиться людям / Под ред. В.М. Шепеля. М.: Народное образование, 2002. 576 с.
7. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
8. Громова Н.В. HR-брендинг в обеспечении конкурентоспособности компаний // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1(55). С. 124–132.
9. Лукашенко М.А. Между школой и бизнесом: что может взять на вооружение высшее образование? // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 33–41.
10. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. 2015. № 4. С. 72–98.
11. Рубин Ю.Б., Алексеева Е.В., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. № 1. С. 30–57.
12. Роботова А.С. Преподаватель-гуманитарий в режиме e-Learning: «волнения души» // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 43–51.
13. Sarah M.F. Teaching in the Restorative Window: Authenticity, Conviction, and Critical-Restorative Pedagogy in the Work of One TeacherLeader // Harvard Educational Review: Spring 2018. Vol. 88. No. 1. Р. 103–125. URL: https://doi.org/10.17763/1943-5045-88.1.103
14. Aldrup K., Klussman U., Ludtke O., Gollner R., Trautwein U. Student misbehavior and teacher well-being: Testing the mediating role of the teacher-student relationship // Learning and Instruction. 2018. Vol. 58. Р.126–136. URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.05.006
15. Сульчинская Э.Э. Психологическое здоровье преподавателей высшей школы: индивидуальный и организационный аспекты // Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. СПб.: НИЦ АРТ, 2018. С. 56–63.
16. Bellocchi А., Ritchie S.M., Tobin K., King D., Sandhu M., Henderson S. Emotional climate and high quality learning experiences in science teacher education // Journal of Research in Science Teaching. First published: 18 August 2014. URL: https://doi.org/10.1002/tea.21170