Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22

Полный текст:

Аннотация

В рамках деятельности Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» учёными Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого было проведено полномасштабное исследование процессов построения цифровой экономики. Проанализировано более двухсот российских и зарубежных первоисточников. По результатам проведённых исследований были сформулированы и классифицированы основные группы рисков, сопровождающих переход к всеобщей цифровизации. Результаты дальнейших исследований, описанные в данной статье, позволяют охарактеризовать специфические условия возникновения рисков в Российской Федерации и определить пути их снижения.

Помимо шести групп возможных в современных условиях рисков, характерных для всего мирового пространства, авторами выявлены источники дополнительных проблем – факторы, присущие только нашей стране. Одной из ключевых областей в России, порождающих целый спектр разнообразных рисков, является система образования. Проанализированы и классифицированы предлагаемые учёными и политиками мероприятия по снижению вероятности их возникновения. Революционные изменения в организации образовательного процесса в высшей школе возможны только на основе разработки новых компетентностных профилей выпускников учебных заведений, соответствующих тенденциям развития цифровой экономики. Авторами выявлены семь типов актуальных для перехода России к цифровой экономике компетенций, разработаны двенадцать пилотных образовательных модулей, необходимых для их формирования.

Об авторах

А. И. Рудской
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия
Рудской Андрей Иванович – д-р техн. наук, проф., академик РАН, ректор


А. И. Боровков
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия
Боровков Алексей Иванович – канд. техн. наук, доцент, проректор по перспективным проектам


П. И. Романов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия
Романов Павел Иванович – д-р техн. наук, проф., директор научно-методического центра


О. В. Колосова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия
Колосова Ольга Владимировна – д-р техн. наук, проф.


Список литературы

1. Scwab K. The Fourth Industrial Revolution.Currency (Top Business Awards). USA: Crown Publishing Group, 2017. 192 p.

2. Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Формат взаимодействия органов власти и бизнеса по вопросам противодействия коррупции: результаты и перспективы развития // Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации: Сб. науч. статей. Краснодар, 2018. Т. 2. С. 81–88.

3. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Инженерное образование: опыт и перспективы развития в России. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 224 с.

4. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 216 с.

5. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад / Под науч. рук. В.Н. Княгинина. М.: Центр стратегических разработок, 2017. 136 с.

6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая экономика: Вызовы и перспективы для экономики XXI века // Русская народная линия: Информационно-аналитическая служба. 2017. 14 сент. URL: http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/14/ velikaya_cifrovaya_ekonomika_vyzovy_i_ perspektivy_dlya_ekonomiki_xxi_veka/

7. Интернет вещей. Безграничные возможности взаимодействия человека и машины. Медиасектор и индустрия развлечений. 2016. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ EY-mne-internet-of-things-rus/$File/EY-mneinternet-of-things-rus.pdf

8. Касперская Н.И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Развёрнутые тезисы выступления на Парламентских слушаниях в Госдуме. URL: http://narodosnova. ru/2018/04/tsifrovaya-ekonomika-i-riskitsifrovoj-kolonizatsii.html

9. Удалов Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. 2018. №1 (30). С. 12–18.

10. Мамаева Л.Н. Характерные проблемы информационной безопасности в современной экономике // Информационная безопасность регионов. 2016. №1 (22). С. 21–24.

11. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employmen: how susceptible are jobs to computerisation?. Oxford Martin School. Osborne, 2013. URL: http://www.oxfordmartin.ox.ac. uk/downloads/academic/ The_Future_of_ Employment.pdf

12. UK Construction: An economic analysis of the sector. URL: https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/21060/bis-13-958- uk-construction-an-economic-analysis-ofsector.pdf

13. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции cовременного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. №2 (220). С. 5–18.

14. Романов П.И., Колосова О.В. Требования к набору компетенций выпускника инженерных направлений в условиях перехода к цифровому производству в России. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы // Х Юбилейные СанктПетербургские социологические чтения: Сб. материалов Международной научной конференции, 13–14 апреля 2018 г. СанктПетербург, 2018. C. 336–340.

15. Case С. The Third Wave: An Entrepreneur’s Vision of the Future. Simon&Schuster (Top Business Awards), 2017. 272 с.

16. Ларина Е.С., Овчинский В.С. Парадокс Ферми и угрозы будущего // Изборский клуб. 2018. 27 августа. URL: https://izborsk-club. ru/15732

17. Иванова С.В., Елкина И.М. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) // Ценности и смыслы. 2016. Т. 1. №6 (46). С. 115–124.

18. Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2014. 288 с.

19. Пшеничный С.П., Мигукина Н.Э., Фатхуллин А.Р. Развитие человеческого капитала как основа конкурентного преимущества: вызовы для российских компаний// Экономические науки. 2016. №12. C. 44–47.

20. Неклесса А.И. Знать – значит быть. Образование как развитие // Метафизика. 2014. №4 (14). С. 11–25.

21. Цифровая повестка: вызовы и законодательные решения. Совместное заседание Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации и правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации // Аналитический вестник. 2018. №1 (690). 126 с.

22. Атлас новых профессий. М.: АИС, Сколково, 2015. 288 с.


Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)