Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF
67
Аннотация
В статье обсуждаются способы реализации общекультурных компетенций в ходе преподавания философии. Авторы полагают, что оптимальным содержанием курса является история философии, которая при творческом подходе к ее преподаванию способна стать школой критического мышления и воспитания, дать направление мысли тем, кто пытается осознанно формировать свое мировоззрение и воспитывать свой ум. Историко-философский подход органически включает в себя проблемный, дает возможность обсуждать актуальные вопросы современности с опорой на классические образцы философской культуры. Рассматриваются некоторые методики развития познавательных навыков, соответствующие стратегии либерального образования. Авторы обращают внимание  на пользу работы студента с философским текстом, необходимость развития  письменной и устной речи, органически связанной с развитием мышления. В условиях возрастающей бюрократической регламентации учебного процесса и лимитированного времени важно сохранять пространство академической свободы, строить преподавание с учетом индивидуально-личностного контакта с той или иной аудиторией. Вузовская философия расценивается как ценный опыт преодоления ограниченности обыденного сознания, представляется источником идей, дающих опору в ситуации эпистемологической неуверенности и ценностного релятивизма. В статье освещены как философско-теоретические, так и прикладные аспекты проблемы преподавания философии в вузе.  

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-22 260
Аннотация

В рамках деятельности Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» учёными Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого было проведено полномасштабное исследование процессов построения цифровой экономики. Проанализировано более двухсот российских и зарубежных первоисточников. По результатам проведённых исследований были сформулированы и классифицированы основные группы рисков, сопровождающих переход к всеобщей цифровизации. Результаты дальнейших исследований, описанные в данной статье, позволяют охарактеризовать специфические условия возникновения рисков в Российской Федерации и определить пути их снижения.

Помимо шести групп возможных в современных условиях рисков, характерных для всего мирового пространства, авторами выявлены источники дополнительных проблем – факторы, присущие только нашей стране. Одной из ключевых областей в России, порождающих целый спектр разнообразных рисков, является система образования. Проанализированы и классифицированы предлагаемые учёными и политиками мероприятия по снижению вероятности их возникновения. Революционные изменения в организации образовательного процесса в высшей школе возможны только на основе разработки новых компетентностных профилей выпускников учебных заведений, соответствующих тенденциям развития цифровой экономики. Авторами выявлены семь типов актуальных для перехода России к цифровой экономике компетенций, разработаны двенадцать пилотных образовательных модулей, необходимых для их формирования.

23-37 203
Аннотация

В статье обсуждается вопрос о сложившейся в отечественной высшей школе ситуации с публикационной активностью преподавателей, в том числе в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science. Аргументируется тезис, что подавляющее большинство научно-педагогических работников (далее – НПР) российских вузов, особенно преподающих социально-экономические дисциплины, объективно не в состоянии обеспечить требуемое от них администрацией количество подобных публикаций в силу причин как организационного, так и финансового характера. В целях достижения хотя бы относительного баланса интересов НПР и их работодателя предлагается создание в крупных государственных и частных университетах новых структурных образований – центров поддержки публикационной активности преподавателей. Разработан проект типовой организационной структуры управления такого центра, определены основные функции входящих в него подразделений и алгоритм его работы.

38-50 201
Аннотация

Рассмотрены методологические подходы к описанию результатов образования при реализации ФГОС ВО на примере направления подготовки «Социология». В основе предложенной методики формирования компетенций – определение индикаторов достижения каждой компетенции и распределение всех индикаторов по элементам образовательной программы. Предложены перечни индикаторов универсальных и общепрофессиональных компетенций бакалавра и магистра; рассмотрены примеры предметных, конкретных признаков обучения – дескрипторов. Показаны возможности проверочных схем для корректировки индикаторов универсальных компетенций и их оценки.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

51-62 352
Аннотация

Важным трендом в области высшего образования является всё более активное использование цифровых технологий и расширение онлайн-форматов обучения. Вузы вынуждены расширять свою образовательную деятельность в онлайн-среде, и всё большее число преподавателей включается в разработку и проведение онлайн-курсов. Однако не все преподаватели обладают необходимыми навыками и компетенциями, имеют достаточный опыт в применении цифровых технологий. Между тем успешность онлайн-обучения зависит не только от передовых методов и новейших технологий, но прежде всего от участвующих в нём педагогов, а также от того, как осуществляется подготовка преподавателей к выполнению таких задач. При этом механизмы поддержки преподавателей должны формироваться с учётом факторов, стимулов и барьеров, влияющих на отношение преподавателей к участию в онлайн-обучении, анализа изменений в деятельности преподавателей в онлайн-среде.

Данное исследование посвящено изучению практикуемых за рубежом подходов к подготовке преподавателей к переходу в виртуальную среду обучения. Проводится анализ зарубежных публикаций, в которых исследуются новые роли и компетенции преподавателей онлайн-курсов, барьеры и мотивы, побуждающие преподавателей участвовать в онлайн-обучении. Даётся обзор содержания зарубежных программ и курсов подготовки, нацеленных на формирование у преподавателей целостного комплекса предметных, педагогических и технологических компетенций в области онлайн-обучения. Главной целью анализа является определение ключевых компетенций онлайн-преподавателей, на формирование которых должна быть нацелена программа подготовки преподавательских кадров.

63-68 141
Аннотация

В наши дни математика является важным инструментом для любого человека. Между тем в Японии многие студенты ненавидят математику и избегают ею заниматься со времен обучения в средней школе. В Университете Васэда, одном из старейших и крупнейших частных высших учебных заведений Японии, для студентов-гуманитариев («Bunkei»), специализирующихся в социальных и экономических науках, разработано три специальных практико-ориентированных курса по математике. В статье представлено содержание каждого курса.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

69-78 124
Аннотация

В статье обсуждаются способы формирования у студентов общекультурных (универсальных) компетенций в ходе изучения философии. Авторы полагают, что содержанием курса является история философии, которая при творческом подходе к её преподаванию способна стать школой критического мышления и воспитания, дать направление мысли тем, кто пытается осознанно развивать своё мировоззрение и воспитывать свой ум. Историко-философский подход органически включает в себя проблемный, даёт возможность обсуждать актуальные вопросы современности с опорой на классические образцы философской культуры. Рассматриваются некоторые методики усвоения познавательных навыков, соответствующие стратегии так называемого либерального образования. Авторы обращают внимание на пользу работы студента с философским текстом, на необходимость совершенствования письменной и устной речи, органически связанной с развитием мышления. В условиях возрастающей бюрократической регламентации учебного процесса и лимитированного времени важно сохранять пространство академической свободы, строить преподавание с учётом индивидуально-личностного контакта с той или иной аудиторией. Вузовская философия расценивается как ценный опыт преодоления ограниченности обыденного сознания, представляется источником идей, дающих опору в ситуации эпистемологической неуверенности и ценностного релятивизма. В статье освещены как философско-теоретические, так и прикладные аспекты проблемы преподавания философии в вузе.

79-93 132
Аннотация

С введением новой модели аспирантуры как третьего уровня высшего образования в отечественном педагогическом сообществе возникли вопросы к наполнению содержания его образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения. Это касается не только традиционных учебных курсов типа «Методология педагогического исследования» и новых типа «Академическое письмо», но и возможностей преподавания традиционного кандидатского минимума в компетентностном формате. Главная идея статьи – постановка задачи представления содержания курса «История и философия науки» как инструмента развития научно-исследовательских компетенций у аспирантов педагогического профиля, т.е. задачи «участия» данного курса в конструктивной части аспирантского образования. В этом контексте в статье анализируются философские предпосылки формирования педагогического знания, в числе которых представлены: логический эмпиризм; фальсификационизм; концепция «парадигм» Т. Куна; методологические подходы к развитию науки П. Фейерабенда и Ст. Тулмина, корреспондентская, прагматическая, конвенциональная и когерентная теории истины. Выявляется степень влияния философии науки ХХ и начала ХХI вв. на разработки в области методологии педагогического исследования, прослеживаются историко-философские корни педагогических идей. Формулируется вывод о том, что, несмотря на свою слабую логико-гносеологическую зрелость, педагогика и теория педагогического поиска впитывают идеи философии науки, что способствует складыванию в середине ХХ в. такой научно-прикладной области знания, как методология педагогики. Предлагаемые в статье решения ориентированы на оптимизацию учебного процесса по курсу «История и философия науки» для аспирантов педагогических университетов.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

94-103 185
Аннотация

Основу терминологии различных дисциплин и общенаучной лексики составляют слова, образованные из элементов латинско-греческого происхождения. Понимание значений этих элементов и умение их использовать в работе с текстами на английском языке и подготовке публикаций в международных журналах жизненно необходимо каждому исследователю и, соответственно, каждому студенту, ориентированному на науку. В статье представлен подход к обучению академической лексике через анализ и синтез классических элементов. Опираясь на компаративный анализ существующих методических подходов и хорошо апробированный в практике высшего и постдипломного образования авторский подход к обучению академической англоязычной лексике, автор показывает эффективность такого подхода и обосновывает место специализированного курса по академической лексике в программе английского языка для академических целей вуза. Основными характеристиками курса являются интерактивный подход с использованием визуальных возможностей ИКТ и расширение лексического запаса без опоры на память через аналитические компетенции с задействованием фоновых, научных и общекультурных знаний обучающихся, а также использование типологического сходства латинского и русского словообразования. Курс был опубликован как учебное пособие «Академическая лексика социальных дисциплин» в 2015 г. и в этом качестве может и уже используется как в аудиторной работе со студентами, так и самостоятельно, особенно в ходе подготовки исследователем научной статьи на английском языке. Трансдисциплинарный характер учебного пособия, ориентированного на общий для всех научных отраслей корпус научной лексики, делает его полезным для специалистов различного профиля.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

104 41
Аннотация
Региональный технический университет: реализация трех миссий.
105-118 144
Аннотация

В статье дан обзор зарубежных и отечественных исследований о возможностях использования принципов когнитивного менеджмента в образовательной среде высшего учебного заведения в контексте соотнесения его задач с целями образовательного процесса. Авторы дают описание подходов к управлению знаниями в образовательной организации, рассматривают общеметодологический, экономический и функциональный аспекты когнитивного менеджмента в вузе. Обосновывается тезис, что именно ценностно-коммуникативная сущность университетского образования позволяет управлять знаниевым базисом вуза. На примере Ухтинского государственного технического университета рассматриваются возможности проектной деятельности и проектного самоуправления студенчества, во-первых, в приращении и интенсификации ценностно-коммуникативного потока знаний внутри вуза и в его взаимодействии с внешней средой, во-вторых, в освоении студентом роли когнитивного менеджера и, в-третьих, в развитии метаспособностей обучающихся как результативного выражения одной из основных задач когнитивного менеджмента в образовательной организации.

119-133 126
Аннотация

Понятием «когнитивный тренд» в предлагаемой статье обобщаются специфические концептуальные подходы и изменения в практике управления современным региональным университетом. В качестве ключевой цели, обусловившей возникновение когнитивного тренда, утверждается эффект синергии в отношении третьей миссии университета, который далее конкретизируется как ценностно-компетентностная синергия. Феномен знания предлагается рассматривать в качестве основного мотивационного ресурса достижения данной цели, что позволяет ассоциировать авторскую позицию с широким направлением исследований в современной науке об образовании, именуемым «когнитивный менеджмент». Мотивационный ресурс феномена знания обосновывается в контексте четырёхуровневой модели университетской организационной культуры. Анализ модели даёт основание утверждать её релевантность идее университета и задачам реализации его третьей миссии. Возможность экстраполяции ценностного содержания университетской организационной культуры в региональную среду обосновывается с позиций когнитивной психологии Дж. Келли. Для формулирования фундаментальных принципов обустройства коммуникативного пространства университета используются некоторые идеи социально-философских концепций коммуникации М.М. Бахтина, Ю. Хабермаса и К.-О. Аппеля.

134-143 118
Аннотация

Анализируются особенности взаимной обусловленности стратегий развития небольших региональных городов, претендующих на статус опорных, и расположенных в них университетов. Обосновывается стремление университетской и городской общественности к позиционированию таких городов как «университетских». Раскрывается роль кампусов в реализации университетами третьей миссии. Особо рассматривается специфическая составляющая третьей миссии и, соответственно, кампусная инфраструктура по развитию местных сообществ, городской и региональной среды. Описана модель системы мониторинга региональной среды. Рассматриваются формы использования объектов и других условий кампуса для осуществления мероприятий и проектов, развивающих местное сообщество, городскую и региональную среду по направлениям: консолидация, просвещение, мобилизация и брендирование.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

144-158 122
Аннотация

В статье исследуется история становления университетского образования в России в период правления Александра I. Автор анализирует ключевые законодательные акты и уставы российских университетов, созданных в 1802–1805 гг., а также реорганизованного в 1819 г. Петербургского университета. Показано, что в результате деятельности императора и его сподвижников была создана прогрессивная стройная система просвещения и высшего образования. Автор прослеживает, как в результате радикально изменившихся взглядов Александра 1 в последнее десятилетие его царствования начала меняться и образовательная политика, что выразилось в клерикализации народного просвещения в целом.

159-167 101
Аннотация

14 октября 2018 г. исполнилось 100 лет со времени торжественного открытия первого в Крыму вуза, который первоначально, в 1918–1920 гг., именовался Таврическим университетом, а ныне – Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского. В этой связи полезно вспомнить об основных этапах истории вуза. Особый интерес представляет история Таврического университета в годы Гражданской войны, когда его преподавателями были крупнейшие учёные, бежавшие от большевистского террора из университетских центров бывшей Российской империи в «белый» Крым. Но именно этот период получил в литературе, изданной в ХХ веке, наименьшее освещение. Главной тому причиной следует признать отсутствие достаточной источниковой базы. Ведь довоенный архив университета погиб, и основным источником долгое время оставались лишь два тома «Известий Таврического университета», вышедшие в 1919 и 1920 гг. Отмеченная узость источниковой базы вынуждала исследователей искать дополнительные источники информации. Было обращено внимание на архивы учреждений, организаций и отдельных лиц, связанных с университетом в начальный период его существования, а также на источники личного происхождения (дневники академика В.И. Вернадского, воспоминания его сына профессора Г.В. Вернадского и др.).

В конце 1990-х гг. автору настоящих срок посчастливилось выйти на богатейший, но остававшийся не освоенным исследователями уникальный источник по истории крымской интеллигенции, науки и культуры в 1917–1920 гг. – крымские газеты периода Гражданской войны. На их страницах удалось обнаружить не только хроникальные заметки, позволяющие воссоздать недостающие страницы истории Таврического университета и существовавших при нём научных обществ, не только информацию об участии профессоров университета в деятельности многочисленных крымских научных организаций, но и остававшиеся неизвестными публикации целого ряда корифеев отечественной науки. Предлагаемая вниманию читателей статья основана преимущественно на этих газетах, давно ставших библиографической редкостью.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)