Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50
Аннотация
Рассмотрены методологические подходы к описанию результатов образования при реализации ФГОС ВО на примере направления подготовки «Социология». В основе предложенной методики формирования компетенций – определение индикаторов достижения каждой компетенции и распределение всех индикаторов по элементам образовательной программы. Предложены перечни индикаторов универсальных и общепрофессиональных компетенций бакалавра и магистра; рассмотрены примеры предметных, конкретных признаков обучения – дескрипторов. Показаны возможности проверочных схем для корректировки индикаторов универсальных компетенций и их оценки.
Ключевые слова
Об авторах
М. Д. БершадскаяРоссия
Бершадская Маргарита Давыдовна – канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, заведующая Центром развития социологического образования
А. В. Серова
Россия
Серова Александра Владимировна – советник ректора
А. Ю. Чепуренко
Россия
Чепуренко Александр Юльевич – д-р экон. наук, проф.
Е. А. Зима
Россия
Зима Елена Алексеевна – канд. техн. наук, доцент, советник при ректорате
Список литературы
1. Altbach Ph.G., Reisberg L., Rumbley L.E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution // A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. Paris, UNESCO, 2009. 247 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0018/001832/183219e.pdf
2. Going Global 4 – The International Education Conference, London, 24–26 March 2010. URL: http://ihe.britishcouncil.org/going-global/ going-global-4-2010
3. Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно-методические задачи социологических вузов // Социологические исследования. 2012. №9. С. 122–129.
4. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. №12 (218). С. 5–12.
5. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №1. С. 16–25.
6. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение фгос и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. №6 (202). С. 5–15.
7. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. №11 (217). С. 5–11.
8. Томильцев А.В., Мальцев А.В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы // Образование и наука. 2018. Т. 20. №4. С. 9–33.
9. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.
10. Bershadskaya M., Chepurenko A., Serova A., Zima E. Indicators of Achieving the Competencies of Graduates and the Quality of Mass Higher Education // Abstracts of the XIX World Congress of Sociology «Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities». July 15–21, 2018, Toronto, Canada.