Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62

Полный текст:

Аннотация

Важным трендом в области высшего образования является всё более активное использование цифровых технологий и расширение онлайн-форматов обучения. Вузы вынуждены расширять свою образовательную деятельность в онлайн-среде, и всё большее число преподавателей включается в разработку и проведение онлайн-курсов. Однако не все преподаватели обладают необходимыми навыками и компетенциями, имеют достаточный опыт в применении цифровых технологий. Между тем успешность онлайн-обучения зависит не только от передовых методов и новейших технологий, но прежде всего от участвующих в нём педагогов, а также от того, как осуществляется подготовка преподавателей к выполнению таких задач. При этом механизмы поддержки преподавателей должны формироваться с учётом факторов, стимулов и барьеров, влияющих на отношение преподавателей к участию в онлайн-обучении, анализа изменений в деятельности преподавателей в онлайн-среде.

Данное исследование посвящено изучению практикуемых за рубежом подходов к подготовке преподавателей к переходу в виртуальную среду обучения. Проводится анализ зарубежных публикаций, в которых исследуются новые роли и компетенции преподавателей онлайн-курсов, барьеры и мотивы, побуждающие преподавателей участвовать в онлайн-обучении. Даётся обзор содержания зарубежных программ и курсов подготовки, нацеленных на формирование у преподавателей целостного комплекса предметных, педагогических и технологических компетенций в области онлайн-обучения. Главной целью анализа является определение ключевых компетенций онлайн-преподавателей, на формирование которых должна быть нацелена программа подготовки преподавательских кадров.

Об авторах

М. Ф. Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Галиханов Мансур Флоридович – д-р техн. наук, проф., и.о. директора Института дополнительного профессионального образования



Г. Ф. Хасанова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия
Хасанова Гульнара Фатыховна – д-р пед. наук, проф.


Список литературы

1. Хасанова Г.Ф., Зарипов Р.Н. Педагогический потенциал открытых образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал. 2018. №4. С. 68-72 [Khasanova, G.F., Zaripov, R.N. (2018). Open Educational Resources: Pedagogical Potential. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. No. 4, pp. 68-72. (In Russ., abstract in Eng.)]

2. Хасанова Г.Ф. Технологические инновации в инженерном образовании в контексте социально-гуманитарного знания // Казанская наука. 2017. №6. С. 92-94 [Khasanova, G.F. (2017). Technological Innovations in Engineering Education in Socio-Humanitarian Context. Kazanskaya nauka = Kazan Science]. No. 6, pp. 92-94. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Report of the Special Rapporteur on the right to education. United Nations General Assembly. 6 April 2016. A/HRC/32/37 Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ G16/070/33/PDF/ G1607033.pdf?OpenElement

4. Betts, K. (2014). Factors Influencing Faculty Participation & Retention in Online & Blended Education. Online Journal of Distance Learning Administration. Vol. 17. No. 1.

5. Parker, A. (2003). Motivation and Incentives for Distance Faculty. Online Journal of Distance Learning Administration. No. 6. Available at: http://www.westga.edu/∼distance/ojdla/fall63/ parker63.htm

6. Panda, S., Mishra, S. (2007). E-Learning in a Mega Open University: Faculty Attitude, Barriers and Motivators. Educational Media International, Vol. 44, no. 4, pp. 323-338.

7. Ammenwerth, E. (2017). Envisioning Changing Role of University Teacher in Online Instructional Environments. AISHE-J: The All Ireland Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 9. No 3.

8. Maguire, L.L. (2005). Literature Review – Faculty Participation in Online Distance Education: Barriers and Motivators. Online Journal of Distance Learning Administration. Vol. VIII, No. I.

9. Neely, P.W., Tucker, J.P. (2010). Unbundling Faculty Roles in Online Distance Education Programs. International Review of Research in Open and Distance Learning. No. 11, pp. 20-32.

10. Coppola, N.W., Hiltz, S.R., Rotter, N. (2001). Becoming a Virtual Professor: Pedagogical Roles and ALN. Proceedings of the 34th Hawaii International Conference on System Science.

11. Chang, C., Shen, H.-Y., Liu, E. Z.-F. (2014). University Faculty’s Perspectives on the Roles of E-instructors and their Online Instruction Practice. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. No. 15, pp. 72-92.

12. Bawane, J., Spector, J. M. (2009). Prioritization of Online Instructor Roles: Implications for Competency-Based Teacher Education Programs. Distance Educatio. No. 30, p. 383.

13. Smith, T.C. (2005). Fifty-One Competencies for Online Instruction. The Journal of Educators Online. No. 2(2).

14. Niess, M., Gillow-Wiles, H. (2013). Developing Asynchronous Online Courses: Key Instructional Strategies in a Social Metacognitive Constructivist Learning Trajectory. Journal of Distance Education. No. 27. Available at: http://www.jofde.ca/index.php/jde/article/view/831/1473

15. Clinefelter, D. (2012). Best Practices in Online Faculty Development. In: Learning House Whitepaper. Available at: https://www.learninghouse.com/wp-content/uploads/2017/09/Best-Practices-for-Online-Faculty-Development_Web_Final.pdf

16. Yang Y., Cornelious L. (2005). Preparing Instructors for Quality Online Instruction. Online Journal of Distance Learning Administration. Vol. VIII. No. 1.

17. Volk, B., Keller, S.A. (2010). The “Zurich E-Learning Certificate”: A Role Model for the Acquirement of e-Competence for Academic Staff and an Example of a Practical Implementation. European Journal of Open, Distance and E-Learning. No. 1. Available at: http://www.eurodl. org/materials/contrib/2010/ Volk_Keller.pdf

18. Rienties, B., Brouwer, N., Lygo-Baker, S. (2013). The Effects of Online Professional Development on Higher Education Teachers’ Beliefs and Intentions Towards Learning Facilitation and Technology. Teaching and Teacher Education. No. 29, pp. 122-131.

19. Baran, E., Correia, A., Thompson, A. (2011). Transforming Online Teaching Practice: Critical Analysis of the Literature on the Roles and Competencies of Online Teachers. Distance Education. No. 32(3), pp. 421-439.

20. TAP Certificate in e-Learning Design. The Training Foundation. Available at: https://www.taptraining.com/course-search/tap-certificate-in-elearning-design-classroom-blend/

21. Мифтахутдинова Л.Т. Об опыте использования дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов при реализации дополнительных профессиональных программ в технологическом университете // Инженерное образование. 2018. №23. С. 64-70 [Miftakhutdinova, L.T. (2018). On the Experience of the Use of Distant Education Technologies and e-Resources in Further Professional Education Programs in Technological University. Inzhenernoe obrazovanie = Engineering Education]. No. 23, pp. 64-70. (In Russ.)


Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)