К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78
Аннотация
В статье обсуждаются способы формирования у студентов общекультурных (универсальных) компетенций в ходе изучения философии. Авторы полагают, что содержанием курса является история философии, которая при творческом подходе к её преподаванию способна стать школой критического мышления и воспитания, дать направление мысли тем, кто пытается осознанно развивать своё мировоззрение и воспитывать свой ум. Историко-философский подход органически включает в себя проблемный, даёт возможность обсуждать актуальные вопросы современности с опорой на классические образцы философской культуры. Рассматриваются некоторые методики усвоения познавательных навыков, соответствующие стратегии так называемого либерального образования. Авторы обращают внимание на пользу работы студента с философским текстом, на необходимость совершенствования письменной и устной речи, органически связанной с развитием мышления. В условиях возрастающей бюрократической регламентации учебного процесса и лимитированного времени важно сохранять пространство академической свободы, строить преподавание с учётом индивидуально-личностного контакта с той или иной аудиторией. Вузовская философия расценивается как ценный опыт преодоления ограниченности обыденного сознания, представляется источником идей, дающих опору в ситуации эпистемологической неуверенности и ценностного релятивизма. В статье освещены как философско-теоретические, так и прикладные аспекты проблемы преподавания философии в вузе.
Об авторах
Е. А. ГусеваРоссия
Гусева Елена Алексеевна – д-р филос. наук, проф.
М. И. Панфилова
Россия
Панфилова Марина Игоревна – канд. филос. наук, доцент
Список литературы
1. Безгодов Д.Н., Вологин Е.А., Шилова С.В. Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №3. С. 135–143.
2. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. №10 (216). С. 64–74.
3. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1999. 352 с.
4. Панфилова М.И. Оттенки постмодернистской иронии (Виктор Пелевин и Вуди Аллен)// Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность: Сб. статей / Под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 286–295.
5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.
6. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
7. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. М.: Худож. литература, 1991. 910 c.
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. 536 с.
9. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 732 с.
10. Бегалинова К.К., Ашилова М.С., Бегалинов А.С. Эволюция системы образования: куда ведёт прогресс? // Философия образования. 2018. №1(74). С. 18–24.
11. Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования. Случай регионального вуза // Вопросы образования. 2017. №1. С. 167–183.
12. Философия средних веков и эпохи Возрождения: учебное пособие / Под ред. А.Ю. Григоренко, С.И. Тягунова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 214 с.; Философия Нового времени: учебное пособие / Под ред. М.И. Панфиловой, С.И. Тягунова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 219 с.
13. Серебрякова Ю.В. Работа с многозначными понятиями на семинарах по философии // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. №11 (25): в 2 ч. Ч. I. C. 159–162.
14. Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. №10. С. 48–51; Мартынова Е.А. Гуманитарная среда вуза как условие формирования культурной компетенции выпускника // Высшее образование в России. 2013. №4. С. 92–95; Новикова Е.Ю. Оценка студентами значимости общекультурных компетенций // Высшее образование в России. 2012. №7. С. 148–151; Петрунева Р.М. Ещё раз о ФГОС, культуре, прагматизме и местечковости // Высшее образование в России. 2011. №1. С. 73–77.
15. Гусева Е.А. Роль философского образования в воспитании молодежи // Актуальные проблемы философских наук. Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 4–7.