Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Целевое обучение как целенаправленная система деятельности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-35-49

Аннотация

Цель работы – применение теории целенаправленных (целеустремлённых) систем деятельности (ЦСД) к анализу и организации эффективного целевого обучения в вузаx. Организация целевой подготовки специалистов рассматривается как один из компонентов государственного управления по решению кадровых проблем в различных регионах и отраслях экономики в условиях быстроизменяющихся запросов общества, по реализации перспективной молодёжной политики и смягчению демографических проблем. На основе методологии ЦСД выстроена алгоритмическая цепочка осмысленных действий, которая с учётом реального состояния кадровых, интеллектуальных, материальных и экономических ресурсов способна минимизировать существующие противоречия и, соответственно, обеспечить налаживание партнёрских отношений между всеми заинтересованными участниками процесса целевого обучения (государственных органов, работодателей, высших учебных заведений и обучающихся). В качестве примера в рамках управляющих механизмов ЦСД рассмотрены четыре этапа подготовки педагогов.

Об авторах

В. М. Аникин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Россия
Аникин Валерий Михайлович – д-р физ.-мат. наук, проф.


Б. Н. Пойзнер
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
Пойзнер Борис Николаевич – канд. физ.-мат., проф.


Э. А. Соснин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
Соснин Эдуард Анатольевич – д-р физ.-мат. наук


Список литературы

1. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 373-377. DOI: 10.18500/1818-9601- 2018-18-4-373-377

2. Путило Н.В. Целевой приём в вузы: история, вопросы и новые перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 30–50.

3. Данилаев Д.П., Милованов Н.Н. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей // Высшее образование в России. 2017. №6 (213). С. 29–35.

4. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. №3. С. 38–47.

5. Опфер Е. А. Высшая педагогическая школа и работодатели: принципы взаимодействия // Высшее образование в России. 2017. №5. С. 45–51.

6. Аникин В.М. Базовые кафедры: «связь университетов с жизнью» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 281–290.

7. Черных С.И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №6. С. 88–95.

8. Донецкая С.С., Довгаль С.В. Продвижение выпускников на рынке труда и отслеживание их трудоустройства: опыт университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №4. С. 93–100.

9. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Типичные ошибки управления с точки зрения теории целенаправленных систем // Государственный Советник. 2017. №3. С. 18–23.

10. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002. 638 с.

11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. М.: Омега Л, 2010. 525 с.

12. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пущино: Пущинский научный центр РАН, 1991. 204 с.

13. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики: пилотный курс лекций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 110 с.

14. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект): В 2 ч. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Ч. 1. 152 с.; 2001. Ч. 2. 132 с.

15. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Объединение вузов с позиции теории целеустремлённых систем деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №6 (100). С. 41–56.

16. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Методология эксперимента: учёб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 162 с.

17. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 213 с.

18. Пойзнер Б.Н. Смена норм как актуальная норма: взгляд из университета // Вопросы совершенствования технологии обучения: Материалы регион. науч.-метод. семинара при Хабаров. гос. техн. ун-те. Хабаровск, 1996. Вып. 3. С. 10–13.

19. Аникин В.М., Недогреева Н.Г. Целевое педагогическое образование на физическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Физика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 297–301. DOI: 10.18500/1817-3020-2018-18-4-297-301

20. Аникин В.М. Физик-инноватор, земляк, учитель и друг Н.Н. Семёнова Владимир Иванович Кармилов // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Физика. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 44–54.


Рецензия

Просмотров: 793


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)