Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43
Аннотация
В статье исследуется соотношение категорий «качество образования» и «конкурентоспособность высшего учебного заведения». На основании обзора научной литературы автор приводит примеры противопоставления и смешения качества и конкурентоспособности в системе высшего образования. Качество образования и его конкурентоспособность характеризуются как фундаментальные ценности, являющиеся объектами анализа и оценки во внутривузовской системе управления. Предложено авторское определение конкурентоспособности образовательной организации как свойства, отражающего относительное превосходство над соперниками на преддеятельной стадии. Автор описывает соотношение конкурентоспособности и качества образования с помощью освещения способов и индикаторов их оценки и анализа во внутривузовской системе управления. Взаимная обусловленность качества и конкурентоспособности образования проявляется при формулировании индикаторов и способов их оценки. Оценка конкурентоспособности образования и оценка его качества обладают методологической общностью – применением подходов, основанных на «ресурсной» и на «результирующей» методологиях. Доказано, что при оценке конкурентоспособности образования должны учитываться результаты образовательной деятельности, а использование при оценке конкурентоспособности образования только подхода, ориентированного на ресурсы образовательной деятельности, делает такую оценку неполной. Построена матрица «качество» – «конкурентоспособность», позволяющая выявить четыре типа отношений данных категорий, соответственно – четыре типа вузов.
Об авторе
А. И. ВасильевРоссия
канд. экон. наук, доцент
Список литературы
1. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 17–30.
2. Шевченко Д.К., Чмиль П.Т. Конкурентоспособность и качество продукции // Вестник ТГЭУ. 1998. № 2. С. 38–45.
3. Светуньков С.Г., Белый Е.М., Барашков С.В. и др. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // Энциклопедия маркетинга. URL: http://www.marketing. spb.ru/read/m19/1.htm
4. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. Т. 7. № 6 (42). С. 65–79.
5. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. C. 26–43.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менедж мента качества. Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2018. 48 с.
7. Sparkes J.J. A Proposal for a Formalised Procedure for Achieving good Quality Teaching of Engineering in European Universities // Higher Engineering Education for Europe, Working group. 1999. No. 2.
8. Sallis E. Total quality management in education. London: Kogan Page, 2002. 163 p.
9. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 57–65.
10. Bikse V., Rivћa B., Latvian I.B. Competitiveness and quality of higher education: graduates evaluation. // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2013. No. 15(2). Рp. 52–66.
11. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. От институциональной аккредитации к мониторингу эффективности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 9–21.
12. Рубин Ю.Б. О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5 (65). С. 114–129.
13. Васильев А.И. Триада конкурентоспособности: ресурсы, процессы и результаты конкурентной деятельности // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4(70)-5(71). С. 75–81.