Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-44-59
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть город с точки зрения его образовательного потенциала и в категориях образовательного пространства, подойдя к основным культурно-историческим формам города как к образовательным институциям. При таком рассмотрении удерживаются как минимум три фокуса: 1) рассмотрение пространства города и его инфраструктуры как образовательного пространства и образовательной инфраструктуры, не сводимых и не редуцируемых к привычным школе и университету (последние при этом необходимо также культурно-исторически распредметить, показав их базовые этимоны и предназначения); 2) рассмотрение сферы образования как института образовательных и – шире – антропологических практик развития и формирования человека, а не как дисциплинарного института и матрицы; 3) рассмотрение репертуара антропопрактик развития как практик, разворачивающихся в городском пространстве. Показано, что эти три фокуса выступают как стороны, направленные друг на друга, отзеркаливающие и показывающие друг другу взаимный потенциал и взаимную дефицитность, нужду друг в друге. От плотности, частоты и многообразия связей между этими сферами и зависит собственно богатство (тезаурус) городского пространства. Далее рассмотрены конкретные культурно-исторические формы, как-то: Храм, Школа, Музей, Университет и др., составляющие основные инфраструктурные узлы пространства города. Эти культурные институции рассмотрены не столько с точки зрения их внутренних задач, сколько с точки зрения их места в городе, в городском пространстве, с точки зрения их места и роли как особых образовательных узлов-институций в этом пространстве. Далее рассмотрено городское пространство в категориях города-кампуса, в котором это пространство увязано за счёт разных репертуаров антропопрактик.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. СмирновРоссия
д-р филос. наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с.
2. Смирнов С.А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3.
3. Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 121–132.
4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
5. Смирнов С.А. Образ города: от карты к картоиду // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4(14). С. 28–48.
6. Смирнов С.А. Антропоидный картоид как средство антропологической навигации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 34–48.
7. Шукуров Ш.М. Образ Храма. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с.
8. Совершенный человек. Теология и философия образа / Сост. и отв. ред. Ш.М. Шукуров. М.: Валент, 1997. 448 с.
9. Гипподамов город // Архитектура. Краткий справочник / Сост. М.В. Адамчик. Минск: Харвест, 2004. С. 144.
10. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. М.: Новый Акрополь, 2012.
11. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина; НЛО, 1995. 382 с.
12. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 166 с.
13. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. 1998. 425 с.
14. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы в мировой культуре. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. М.: Наука, 1993. 158 с.
15. Лобок А.М. Школа нового поколения: философия, ориентиры, приоритеты // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 28–40.
16. Шельски Г. Уединение и свобода. К социальной идее немецкого университета // Логос. 2013. № 1(91). С. 65–86.
17. Readings B. The University in Ruins. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, 1996.
18. Миттельштрасс Ю. Будущее науки и настоящее университета // Логос. 2013. № 1 (91). С. 100–121.
19. Коява Л.В., Новгородов П.А., Смирнов С.А. Предпринимательский университет. Концепт // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4–5. С. 93–105.
20. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Emerald group Publishing, 1998.
21. Etzkovitz H. The Triple Helix. University – Industry – government. Innovation in Action. Routledge. NY – London, 2008.
22. Предпосылки возникновения университетской среды в районе центральной части распределённого кампуса НИУ ВШЭ. URL: https://vuzlit.ru/338379/predposylki_ vozniknoveniya_universitetskoy_sredy_v_
23. rayone_tsentralnoy_chasti_raspredelennogo_ kampusa_niu_vshe
24. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ. 2011. № 3. С. 79–88.
25. Campus and the City – Urban Design for the Knowledge Society. K. Hoeger and K. Christiaanse (Eds). Verlag, 2007
26. Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011. 398 с.
27. Воронов, Ю.П., Заусаев С. А., Смирнов С.А. Агломерации и урбанизированные кластеры: к новым объектам проектирования и управления // Вестник НГУЭУ. 2009. № 1. С. 101–115.
28. Мартынов К.К. Дистанционная Coursera // Отечественные записки. 2013. № 4(55). С. 307–316.
29. Высоковский А.А. Город и университет // А.А. Высоковский. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Public. М.: gray Matter, 2015. С. 63–118.
30. Распределённый кампус ВШЭ в Москве. URL: https://www.hse.ru/buildinghse/rcampus (дата обращения 20.02.2019)