Учитель и ученик: счастье человеческого общения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-60-71
Аннотация
Счастье – универсальная категория, описывающая бытие человека. Получение образования, обретение знаний есть важный процесс личностного и гражданского становления. Исследовательская проблема, которую решают авторы, связана с поиском роли и возможности обретения счастья в процессе образования с теоретических позиций философии, аксиологии, социологии культуры. Обзор фелицитарных теорий и методик обнаруживает невнимание и методическую беспомощность гуманитарных наук к исследованиям счастья человека как его естественного права. Авторы считают, что постановка и обоснование категории «чувство», её введение в научный оборот социогуманитарных дисциплин востребованы в научной практике. Современная педагогическая практика, ограниченная стандартами и инструкциями, далека от процесса обретения знаний и самораскрытия личности ученика и учителя в этом процессе. Она не только не предполагает высвобождения чувств, но и представляет угрозу для социального порядка общества, нарушая социальные позиции статусов общения учителя и ученика, «замораживая» смыслы процесса социального наследования требованиями выполнения показателей, переводя образовательный процесс из корпуса культуры в плоскость рыночных отношений. Ценность знаний входит в ценностную систему общества и в оценке не нуждается. Реализовать ценностный потенциал знаний означает создать условия для оптимального взаимодействия главных участников этого процесса – носителей статусов «учитель» и «ученик», но не контролировать этот процесс и количество выделенной при этом когнитивной энергии. Знания могут носить инструментальный смысл, но основное их назначение – служить становлению личности, а не обслуживать существование контролёров.
Об авторах
О. А. ДонскихРоссия
д-р филос. наук, проф.
Л. Ю. Логунова
Россия
д-р филос. наук, доцент
Список литературы
1. Татаркевич В. Книга о счастье и совершенстве человека / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1981. 368 с.
2. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. М.: АСТ, 2000. 126 с.
3. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер с англ. А. Лактионова. М.: АСТ, 2009. 284 с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
5. Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 415 с.
6. Clifton J. The Happiest and Unhappiest Countries in the World. URL: https://news. gallup.com/opinion/gallup/206468/happiestunhappiest-countries-world.aspx
7. Индекс лучшей жизни. Гуманитарные технологии. Аналитический портал. URL: https:// gtmarket.ru/research/oecd-better-life-index/ info
8. Centre for Bhutan and gNH Studies. Theory and Policy of Happiness. URL: http://www. bhutanstudies.org.bt/theory-policyhappiness/
9. Мишутина Е.А. Социально-философский анализ феномена счастья: Автореф. дис. … канд. филос. наук, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskiianaliz-fenomena-schastya
10. Каспржак А.Г. Кто управляет российскими школами? // Директор школы. 2013. № 6 (33). URL: http://direktor.ru/article.htm?id=97
11. Асмолов А.Г. Шок настоящего // Образовательная политика. 2010. № 3 (41) URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26137889_59358498.pdf
12. Парсонс Т. Социальная система: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2018. 530 с.
13. Парсонс Т. Социальные системы: Пер. с англ. // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II. Вып. 1 (2). С. 38–71.
14. Шелковникова Л.Ф. К вопросу о знаниевой парадигме в образовании // Преподаватель XXI век. 2015. № 1. С. 47–54.
15. Линтон Р. Личность, культура, общество: Пер. с англ. // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1. С. 175–190.
16. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. Т. 1. 393 с.
17. Эббот Э. Флатландия. Бюргер Д. Сферландия. М.: Мир, 1976. 358 с.
18. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // К. Манхейм. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 501 c.
19. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и её регионов // Социс. 2010. № 1. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-1/ Lapin.pdf