В поисках языка дидактических различий
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-150-159
Аннотация
Статья является откликом на изданную в Польше научно-методическую работу профессора Д. Клус-Станьской, посвящённую анализу современной дидактической ситуации, сложившейся в педагогике в последние десятилетия. Эта ситуация представлена автором книги в качестве диверсифицированного поля разнообразных дидактических дискурсов, ориентация в которых со стороны студентов рассматривается в качестве приоритетной педагогической задачи. В рецензии обозначены трудности, с которыми сталкивается практика письменного учебного текста, претендующего на экспозицию разнокачественных образовательных конструкций, а также рассматриваются дидактические изобретения автора пособия, экспериментирующего в области дизайна учебного текста для высшей школы. Выделены особенности текстуальных авторских приёмов: контекстуализация отображаемых языков, их лингвистическая деконструкция, интертекстуальная экспозиция дидактических нарративов.
Об авторе
А. А. ПолонниковБеларусь
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования
Список литературы
1. Klus-Stańka D. Paradygmaty dydaktyki. Myśleć teorią o praktyce. Warszawa: PWN SA, 2018. 278 s.
2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 387–415.
3. Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
4. Szkudlarek T. Media. Szkic z filozofii i pedagogiki dystansu. Krakуw: Impuls, 2009. 151 s.
5. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
6. Chouliaraki L. W stronę analityki mediacji // Krytyczna analiza diskursu. Interdyscyplinarne podejśce do komunikacji społecznej. Kraków: Fairclough, 2008. S. 305–342.
7. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.
8. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
9. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
10. Мангуэль А. История чтения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 381 с.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
12. Анкерсмит Ф.Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с.
13. Савчук В.В. Феномен поворота в культуре ХХ века // Концепты культуры. 2013. № 10. С. 93–108.
14. Moscovici S. Introduction а la psychologie sociale. Paris: PUF, 1972. 325 p.
15. Moscovici S., Hewstone M. De la science au sens commun // Moscovici S. Psychologie sociale. Paris: Presses Universitaires de France, 1984. P. 539–566.
16. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург: УралГУ, 2002. 528 с.
17. Beszczad B. Pedagogika i język. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytety Jagellońskiego, 2013. 214 s.