Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подход CDIO++ к совершенствованию научно-педагогической деятельности преподавателей университета

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-18-36

Полный текст:

Аннотация

Представлен обзор литературы по вопросам повышения квалификации и подготовки преподавателей вузов к научно-педагогической деятельности. На основе анализа опыта российских и зарубежных университетов сформулированы принципы построения в вузе современной системы подготовки преподавателей, отвечающей на вызовы, связанные с происходящими и ожидаемыми изменениями в содержании и технологиях подготовки специалистов с высшим образованием, в первую очередь – в области STEM. Предложено использовать подход CDIO++ для повышения квалификации и подготовки преподавателей различных категорий (профессор, доцент, ассистент) к научно-педагогической деятельности в системе разделения труда при создании и реализации образовательных продуктов на различных этапах их жизненного цикла. Показано распределение кадрового потенциала и дана оценка ресурса программы повышения квалификации преподавателей на основе подхода CDIO++ для гипотетического университета с заданной структурой и сложившимися приоритетами профессорско-преподавательского состава различных категорий.

Об авторе

А. И. Чучалин
Томский политехнический университет, Томск; Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Россия

д-р техн. наук, проф.



Список литературы

1. Crawley, E., Malmqvist, J., Ostlund, S., Brodeur, D., Edström, K. Rethinking Engineering Education, the CDIO Approach, Second Edition. Springer, 2014. [Russian translation: Moscow: Publ. House of Higher School of Economics. Transl. by S. Rybushkina, ed. by A. Chuchalin, 2015, 504 p.]

2. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20.

3. Чучалин А.И. О применении подхода CDIO для проектирования уровневых программ инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. C. 17–32.

4. Chuchalin, A. Evolution of the CDIO Approach: BEng, MSc and PhD Level. European Journal of Engineering Education. Published online: 04 Jan 2018. DOI: 10.1080/03043797.2017.1422694

5. Красинская Л.Ф. Повышение квалификации преподавателей: моделирование на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2011. № 7. C. 75–80.

6. Ходенкова О.П. Модель ключевых компетенций преподавателя вуза, формируемая под влиянием послевузовского образования // Вестник АГТУ. Сер. «Экономика». 2011. № 2.

7. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерствопреподавателя инженерного вуза: пути совершенствования // Высшее образование в России. 2017. № 10. C. 88–93.

8. Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы:методист, исследователь, новатор? // Высшееобразование в России. 2017. № 3. C. 52–58.

9. Полупан К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшееобразование в России. 2017. № 2. C. 45–51.

10. Миляева Л.М. Подготовка преподавателейвуза к инновационной деятельности в условиях самообучающейся организации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10265.

11. Козлова Е.В. Концепция повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов на основе идей корпоративного образования и сетевого подхода // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

12. The IGIP Working Group “Teaching Best Practices”. URL: http://www.igip.org/IGIP_working-groups_Teaching-Best-Practices.php

13. Приходько В.М. Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го Международного симпозиума IGIP) // Высшее образование в России.2013. № 12. С. 45–50.

14. Чучалин А.И., Минин М.Г., Сафьянников И.А. Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технических университетов // Высшее образование в России.2008. № 5. C. 37–42.

15. Минин М.Г., Беломестнова Э.Н., БенсонГ.Ф., Воякина Е.Ю. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза// Высшее образование в России. 2014. № 4. C. 20–29.

16. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Технология сетевого курса повышения квалификации // Высшее образование в России. 2014. № 1. C. 98–103.

17. Завада Г.В. Актуализация и развитие компетенций преподавателя вуза в процессе его подготовки // Инновационные внедрения в области педагогики и психологии: Сб. науч. тр. по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Москва, 2017. 88 c.

18. Ким И.Н. Профессиональная деятельностьпреподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен// Высшее образование в России. 2014. № 4. C. 39–47.

19. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8–9. C. 5–21.

20. Болотин И.С., Дорофеева А.А., Сорокина Н.Д. О компетенциях преподавателей и вузовской системе повышения квалификации // Высшее образование в России. 2015. № 2. C. 151–155.

21. Jacob, W.J. et al. (2015). Professional Development Programmes at World-Class Universities. Palgrave Communications, 1 : 15002, doi: 10.1057/palcomms.20152. Available at: https://www.nature.com/articles/palcomms20152

22. Kelsky, K. (2018). The Professor Is in: Research First or Teaching? The Chronicle of Higher Education. January 29. Available at: https://www.chronicle.com/article/The-Professor-Is-In-Research/242371

23. Hanc, J. (2016). Teaching Professors to Become Better Teachers. The New York Times. June 22. Available at: https://www.nytimes.com/2016/06/23/education/teaching-professors-to-become-better-teachers.html.

24. Luciana Leandro da Silva. (2017). Policies for Training University Professors in Sao Paulo, Brazil and Catalonia, Spain: Trends and Challenges. Educ. Pesqui. Vol. 43, no. 1. Sгo Paulo Jan./Mar. Available at: http://dx.doi.org/10.1590/s1517-9702201701158662

25. Robinson, T.E., Hope, W.C. (2013). Teaching in Higher Education: Is There a Need for Training in Pedagogy in Graduate Degree Programs? Research in Higher Education Journal. Vol. 21, Aug. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1064657

26. Auten, J.G., Twigg, M.M. (2015). Teaching and Learning SoTL: Preparing Future Faculty in a Pedagogy Course. Teaching & Learning Inquiry: The ISSOTL Journal. Vol. 3, no. 1, pp. 3-13. Available at: http://www.jstor.org/stable/10.2979/teachlearningu.3.1.3?seq=1#page_scan_tab_contents

27. Phelps, P.H. (2018). Five Fundamentals of Faculty Development. July 17. Available at: https://www.facultyfocus.com/articles/faculty-development/five-fundamentals-faculty-development

28. Haras, C. (2018). Faculty Development as an Authentic Professional Practice. January 17. Available at: https://www.higheredtoday.org/2018/01/17/faculty-development-authentic-professional-practice/

29. Чучалин А.И., Таюрская М.С., МягковМ.Г. Повышение квалификации преподавателей в области применения международных стандартов CDIO // Высшее образование в России. 2014. № 6. C. 58–67.

30. Chuchalin, A., Tayurskaya, M., Malmqvist, J. (2015). Professional Development of Russian HEIs’ Management and Faculty in CDIO Standards Application. European Journal of Engineering Education. Vol. 40, issue 6, pp. 1-12.

31. Чучалин А.И. Модернизация трёхуровневого высшего образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. C. 22–32.

32. Chuchalin, A. (2018). Three-Cycle Engineering Education based on the CDIO–FCDI–FFCD Triad. In: Proceedings of the 46th SEFI Annual Conference, 17–21 September, Copenhagen, Technical University of Denmark, pp. 682-690.

33. Chuchalin, A., Barkhatova T., Kalmanovich, S. (2018). Development and Implementation of the CDIO Approach at Kuban State Technological University. Proceedings of the 14th International CDIO Conference, June 28 – July 2, 2018, Kanazava Institute of Technology, Kanazava, Japan, pp. 807-819.

34. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. № 10. С. 47–62.


Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)