Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

9-17 208
Аннотация

В статье представлены концепция, структура и особенности самостоятельно установленного образовательного стандарта Университета ИТМО нового поколения. Стандарт разработан на основе ФГОС 3++, профессиональных и международных стандартов инженерного образования, форсайт-прогнозов мирового научнотехнологического развития. Гармоничное интеллектуальное, культурное и нравственное развитие, а также формирование профессионально конкурентоспособной личности обеспечивается реализацией в образовательных программах Кода ИТМО. В Университете ИТМО созданы механизмы формирования актуальных требований к подготовке конкурентоспособных специалистов на международном уровне. Предложена структура построения и реализации образовательных программ на базе фундаментального классического технического образования, усиленного развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, расширенного внедрения современных теоретических и прикладных исследований практико-ориентированной направленности, поддерживаемых благодаря активному участию в образовательной деятельности индустриальных компаний и научно-исследовательских организаций. Междисциплинарность содержания образовательных программ в совокупности с ориентацией на индивидуализацию обучения, внедрение прогрессивных образовательных технологий, включая проектные, цифровые, сетевые и другие, обеспечивают устойчивую технологическую платформу для достижения установленных стандартом требований к результатам обучения выпускника.

18-36 186
Аннотация

Представлен обзор литературы по вопросам повышения квалификации и подготовки преподавателей вузов к научно-педагогической деятельности. На основе анализа опыта российских и зарубежных университетов сформулированы принципы построения в вузе современной системы подготовки преподавателей, отвечающей на вызовы, связанные с происходящими и ожидаемыми изменениями в содержании и технологиях подготовки специалистов с высшим образованием, в первую очередь – в области STEM. Предложено использовать подход CDIO++ для повышения квалификации и подготовки преподавателей различных категорий (профессор, доцент, ассистент) к научно-педагогической деятельности в системе разделения труда при создании и реализации образовательных продуктов на различных этапах их жизненного цикла. Показано распределение кадрового потенциала и дана оценка ресурса программы повышения квалификации преподавателей на основе подхода CDIO++ для гипотетического университета с заданной структурой и сложившимися приоритетами профессорско-преподавательского состава различных категорий.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

37-51 207
Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем отечественного высшего образования – отношения между университетами и городами, в которых они расположены. Акцент делается на сложных вопросах взаимосвязи вузов и городов в провинции. Авторы приводят различные классификации российских вузов и городов и предлагают выделять вузы, относящиеся к ядру (высокостатусные), полупериферии (среднестатусные), периферии (низкостатусные). Наиболее проблемным оказывается положение периферийных вузов, расположенных в основном в провинциальных городах. В последние годы прекратили своё самостоятельное существование более 200 вузов, значительная часть которых принадлежит к периферийной группе; под вопросом судьба еще некоторых. Между тем за ними стоят судьбы молодёжи, в целом населения городов, в которых находятся эти вузы. На основе анализа материалов эмпирических исследований в Уральском федеральном округе удалось установить, что ликвидация самостоятельных вузов, превращение их в филиалы и ослабление таким путём высшего образования в средних, больших и даже крупных городах российской провинции ведёт к стагнации и депрессивному состоянию этих городов. Один из основных факторов такой ситуации – массовая образовательная эмиграция молодёжи, которая ведёт к истощению человеческого капитала городов провинциальной России и снижению их потенциала. И наоборот, сохранение самостоятельных вузов в этих городах является важной предпосылкой как их укрепления и роста, так и развития университетов в них. В статье рассматриваются некоторые пути позитивного решения проблем взаимосвязи провинциальных российских вузов и городов, которые могли бы привести к их сохранению и развитию в условиях экономической и социальной неопределённости.

52-62 170
Аннотация

В статье обсуждается система формирования и оценки преподавательских (педагогических) компетенций выпускников университетских аспирантур. Рассматривается опыт российских вузов по проведению итогового государственного экзамена в аспирантуре. Анализируются варианты распределения оцениваемых компетенций между двумя частями государственной итоговой аттестации аспирантов: государственным экзаменом и защитой научного доклада. Подробно обсуждается разработанная и реализованная в Университете Лобачевского система поэтапной подготовки аспирантов к преподавательской деятельности в высшей школе: 1) теоретическая подготовка в рамках дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», 2) педагогическая практика, 3) подготовка учебнометодической разработки, основанной на результатах диссертационных исследований аспиранта, и её защита на итоговом государственном экзамене. Приводятся оценки практико-ориентированного формата государственного экзамена выпускниками аспирантуры.

63-72 154
Аннотация

Ориентация российской образовательной политики на рыночные пути составила почти тридцатилетний тренд, механизмы, последствия и перспективы которого мало изучены. Статья рассматривает маркетизацию образования, в том числе высшего, как научную и социальную проблему. Проанализировав зарубежные и отечественные источники, автор пришёл к выводу, что маркетизация образования порождена неолиберальными установками финансово-экономических элит, добивающихся сокращения госбюджетных расходов в социальной сфере, дезинтеграции общества и упрочения в перспективе своего господства. Бюрократический аппарат системы образования, а также педагогическая и научная общественность не выдвигают проблему маркетизации образования и её последствий в число первоочередных, поэтому образование испытывает затянувшийся институциональный кризис, социальные напряжения и потери, а проработка выходов из неолиберального тупика откладывается на неопределённый срок.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

73-83 115
Аннотация

Происходящее в педагогике смешение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность», а также нечёткость обозначения субъектов образования (педагог, учитель, преподаватель, педагогический работник и т.д.) затрудняют разработку профессиональных и образовательных стандартов, обеспечение их преемственности, явное определение трудовых функций и компетенций. В силу этого, казалось бы, частный вопрос о значении понятия «педагогическая профессия» приобретает социальную, теоретическую и практическую значимость. Авторы считают, что в анализе специфики педагогической профессии необходимо учесть достижения и рекомендации социологии и психологии профессий, возможности педагогической профессиологии. Рассмотрение проблемы только изнутри самой педагогики ограничивает создание целостного представления о педагогической профессии как значимом в обществе виде деятельности, несущем в себе гуманитарность как ведущее качество. Авторы критически рассматривают Профессиональный стандарт педагога, в котором находят противоречивые положения, и приходят к выводу о необходимости логико-методологической проработки используемых в нашей науке терминов.

84-93 111
Аннотация

В статье рассматривается проблема сопряжения формирующейся в стране новой нормативной базы в сфере квалификаций, основанной на профессиональных стандартах, с международными стандартами ассоциации «WorldSkills International» и корпоративными стандартами, применяемыми в оценке персонала, основанными на компетентностном подходе. В статье содержатся предложения по преодолению различий в понятийном аппарате, относящемся к термину «квалификация», который используется и в академическом, и в бизнес-сообществах. Обсуждаются возможности фиксации квалификаций работников непосредственно в профессиональных стандартах, определяющих требования к ним.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

94-103 293
Аннотация

Потребность индустрии 4.0 в творческих исследователях, способных адаптироваться в меняющемся мире и мыслить нестандартно, выдвигает на первый план вопрос об образовательных технологиях, используемых для подготовки таких специалистов. Несмотря на то, что в последнее время появилось много новых образовательных технологий, их эффективность не всегда доказана для широкого внедрения в систему высшего образования. В статье в рамках обучения аспирантов 1–2-х курсов иностранному языку обоснована и доказана эффективность технологии «перевёрнутый класс». Автором описывается внедрение технологии в курс обучения «Английский язык для научных целей», апробация которого прошла в 2017/2018 учебном году с участием 197 аспирантов. Количественная и качественная оценка эффективности технологии «перевёрнутого класса» показала, что не только повысились результаты обучения (оценки студентов в конце курса, показатели посещаемости), но и улучшилось отношение аспирантов к предмету. Отношение аспирантов измерялось с помощью дисперсионного анализа и проведением опросов по шкале Лайкерта. Результаты обучения студентов увеличились на 11,3% по сравнению с результатами 2016/2017 учебного года, когда применялся традиционный подход. Результаты исследования можно использовать для модернизации обучения аспирантов иностранному языку с применением технологии «перевёрнутого класса» как в вузах Российской Федерации, так и в зарубежных вузах.

104-110 155
Аннотация

В настоящее время вузы Российской Федерации занимаются актуализацией реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++. В статье анализируются концептуальные изменения в стандартах ГОС, ФГОС, ФГОС3++ и новые возможности, которые появляются у вузов в связи с введением последней версии стандарта. На примере проекта «Сетевой электронный университет Республики Башкортостан» показана практика взаимодействия вузов в части формирования универсальных компетенций. Сами университеты предлагается рассматривать не столько как «кузницу кадров», сколько как драйвер развития территории присутствия, пространство постоянных позитивных перемен за счёт комплексного развития научного, инновационного, социальнокультурного направлений деятельности с одновременным встраиванием в образовательную среду. Реализовывать подобную модель в условиях перехода на ФГОС3++ предлагается за счёт индивидуализации массового образования, выстраивания гибких образовательных траекторий, максимально удовлетворяющих потребности заинтересованных сторон. При этом обязательной надстройкой к формированию профессиональных компетенций должны стать так называемые soft skills, без которых крайне трудно подготовить специалистов, способных максимально быстро адаптироваться к изменениям внешней среды; в условиях неопределённости относительно будущих профессий они оказываются более важными, чем hard skills.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

111-118 93
Аннотация

В статье рассматриваются социально-гуманитарные дисциплины в образовательных программах инженерной подготовки, актуализированных внедрением ФГОС ВО 3++. Из новой версии образовательных стандартов ушло понятие «общекультурные компетенции», хотя «универсальные компетенции» в ФГОС ВО 3++ остаются по-прежнему общекультурными, соотносятся с показателями общей культуры человека. Рассмотрены возможности формирования данных компетенций в проектах примерных основных образовательных программ на примере проекта по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». В этом контексте отмечается значение социально-гуманитарных дисциплин, осуществляющих преемственность воспитательного процесса молодого поколения. В новых образовательных программах предлагается использовать следующий состав блока социально-гуманитарных дисциплин: философия, история, социология, правоведение, психология профессиональной деятельности, иностранные языки. В статье приводится краткое содержание предлагаемых социально-гуманитарных дисциплин, отмечены условия его варьирования, возможные формы учебной деятельности, обеспечивающие формирование универсальных компетенций будущих инженеров.

119-128 105
Аннотация

Статья рассматривает авторский опыт разработки и применения в учебном процессе приложения «Virtual PetroLab» для мобильных устройств (смартфонов, планшетов). Приложение создано для помощи преподавателям вуза, читающим курс «Физика пласта». Программа имитирует работу разных лабораторных петрофизических приборов, имеет встроенные методические инструкции к выполнению лабораторных работ. Математическая модель приложения позволяет студенту проводить измерения, совершать, накапливать и исправлять ошибки. В статье рассмотрены принципы построения приложения, организации учебного процесса с его использованием. Применение мобильного устройства как основной платформы для виртуальной лаборатории позволило максимально вовлечь студенческую аудиторию в ход учебного процесса, повысило качество усвоения материала на практических занятиях, получило положительные отзывы самих учащихся. Сделаны выводы о высокой эффективности использования виртуальных лабораторий для мобильных устройств при обучении технической дисциплине.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

129-138 105
Аннотация

В статье представлена история становления, современное состояние и перспективы развития Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема как основные ориентиры самообновления регионального университета. Вопросы саморазвития организации рассмотрены через стратегические проекты и внедрение модели управления изменениями. Развитие субъекта РФ немыслимо без образовательного кластера на его территории. Исторически через 50 лет существования ЕАО возникла потребность в развитии институтов высшего образования для подготовки кадров, обеспечивающих внутренние запросы социально-экономической сферы региона. Описаны внешние и внутренние факторы, являющиеся возбудителями процессов самообновления образовательной системы. Современный региональный вуз может и должен стать не просто «фильтром» для региональных инноваций, но важнейшим инструментом их трансляции на территорию. Он способен порождать новые когорты активных и квалифицированных специалистов, интегрированных в региональное пространство, укоренённых в нём, создающих новые направления хозяйственной и социальной активности, новые рабочие места. В этом случае это уже двусторонний процесс. Стратегическая цель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема как регионального университета – быть образовательным, научно-исследовательским, инновационным и культурным центром, ориентированным на подготовку высококвалифицированных кадров и консолидацию интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих повышение качества жизни, сохранение и развитие культуры России в целом на рубежах Дальнего Востока.

139-144 96
Аннотация

Решение экологических проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при условии создания нового типа экологической культуры, экологизации образования. Сложившаяся в мире сложная экологическая обстановка и низкий уровень экологического сознания населения диктуют необходимость более настойчивого совершенствования экологического образования, воспитания и просвещения. В статье рассматривается система экологического образования, созданная в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема, которая реализуется через разные виды деятельности вуза. Университет осуществляет подготовку бакалавров, магистров, аспирантов в области экологии и природопользования. Углублённому изучению экологических проблем способствует организация научно-исследовательской деятельности студентов. Особое место в системе экологического образования вуза занимает работа с абитуриентами, в рамках которой университетом реализуется серия новых современных проектов. Преподавателями кафедры в помощь учителям географии, биологии, химии школ города Биробиджана и Еврейской автономной области для экологизации предметов естественного цикла издаются учебно-методические пособия, учебники, научные издания и другие материалы. На базе университета действует центр экологического образования, деятельность которого направлена на формирование у населения экологической культуры и устойчивых нравственных ориентиров в этой сфере. Особое внимание в статье уделено внеаудиторной работе и природоохранной деятельности студентов.

145-154 151
Аннотация

Субъектность студента вуза в образовательной деятельности рассмотрена как существенный фактор соответствия текущего состояния образовательной системы вуза предъявляемым требованиям. Отмечена несбалансированность информационного сопровождения образовательной деятельности, дефицит личностных характеристик обучающихся. Прежде всего это относится к проявлениям процессов развития студентов, их ценностных установок, выбора стратегий деятельности. Выполнен обзор результатов эмпирических исследований, характеризующих студентов в той образовательной ситуации, которая существует в вузах. В рамках исследования, направленного на распознавание индивидуальных академических стратегий студентов, предложена методика выявления ценностно-смысловой детерминации активности студента вуза. Эта методика позволяет определить ценностные предпочтения студентов в пространстве возможных составляющих его деятельности. Студент выполняет парные сравнения различных составляющих своей деятельности и в каждой паре выбирает более важную для себя составляющую деятельности. По результатам сравнений для каждого студента определяется иерархия, отображающая его ценностные предпочтения. Анализ таких иерархий указывает на то, что только у 27,6% студентов доминируют процессы становления их субъектности. В то же время у 52,6% студентов обнаруживается неполная субъектность, 19,8% студентов в своей деятельности реагируют на ситуацию и внешнее стимулирование. Выполнен анализ общей иерархии, отображающей ценностные предпочтения рассмотренной выборки студентов в пространстве возможной деятельности. В статье сделан вывод о возрастании важности для современных студентов деятельности, которая характерна для неформальной и информальной моделей образования.

155-160 79
Аннотация

Одним из основных структурных подразделений университета является кафедра, от качества работы которой во многом зависит имидж высшего учебного заведения и его привлекательность для потенциальных абитуриентов. Причём особое значение придаётся именно профилирующей, выпускающей кафедре, организующей научно-исследовательскую работу и производственные практики студентов. В данной статье обобщается пятилетний опыт работы одной из выпускающих кафедр регионального университета в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. Ведущим методом исследования является системный анализ основных видов деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, укомплектованной высококвалифицированными специалистами. В статье приведены наиболее показательные достижения данной кафедры, обосновано её влияние на сферу образовательных запросов общества. На протяжении всего рассматриваемого временного периода кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии проводила подготовку и переподготовку востребованных в Еврейской автономной области психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя при этом эффективное научно-практическое взаимодействие с педагогической общественностью региона. Материалы и результаты представленного исследования экспериментально апробированы, задействованы в образовательном процессе и неоднократно были предметом обсуждения на заседаниях кафедры, а также в ходе научно-практических семинаров и конференций. Наработанный опыт может быть полезен для руководителей и сотрудников выпускающих кафедр.

161-167 97
Аннотация

В современном обществе остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов в области социальной работы. В этом заинтересованы и высшие учебные заведения, которые осуществляют эту подготовку, и профессиональное сообщество. От того, как подготовлены кадры, какими компетенциями и каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность деятельности социального учреждения. Равноправное сотрудничество образовательного и профессионального сообществ позволит оперативно реагировать на изменения в экономике и потребности рынка, готовить уникальных специалистов на основе профессиональных стандартов. В статье освещается опыт кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема по взаимодействию с профессиональным сообществом социальных работников. Представлены формы и методы работы по организации социального партнёрства как необходимого условия подготовки будущих социальных работников. Показаны разные практики подготовки кадров высшей квалификации. Авторами выделены основные траектории взаимодействия университета и профессионального сообщества социальных работников, которые определяются содержанием образовательных стандартов. К ним относятся: формирование образовательной программы, реализация образовательного процесса, обеспечение трудоустройства и занятости, постдипломное обучение кадров. Особое внимание уделено проблемам профилирования образовательных программ в вузах на малых территориях. Узкое определение направленности образовательной программы авторы связывают с потенциальной невостребованностью кадров при сохранении дефицита в специалистах. Волонтёрская деятельность рассматривается как дополнительный ресурс становления профессиональных компетенций в сфере социальной работы и канал эффективного взаимодействия университета и профессионального сообщества.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)