Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72

Аннотация

Ориентация российской образовательной политики на рыночные пути составила почти тридцатилетний тренд, механизмы, последствия и перспективы которого мало изучены. Статья рассматривает маркетизацию образования, в том числе высшего, как научную и социальную проблему. Проанализировав зарубежные и отечественные источники, автор пришёл к выводу, что маркетизация образования порождена неолиберальными установками финансово-экономических элит, добивающихся сокращения госбюджетных расходов в социальной сфере, дезинтеграции общества и упрочения в перспективе своего господства. Бюрократический аппарат системы образования, а также педагогическая и научная общественность не выдвигают проблему маркетизации образования и её последствий в число первоочередных, поэтому образование испытывает затянувшийся институциональный кризис, социальные напряжения и потери, а проработка выходов из неолиберального тупика откладывается на неопределённый срок.

Об авторе

А. М. Осипов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, СанктПетербург
Россия
д-р социол. наук, проф.


Список литературы

1. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. C. 136–146.

2. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / Под ред. А.М. Осипова, П.А. Бояджиевой. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2018. 175 с.

3. Jessop B. The Future of Capitalist State. Cambridge: Polity Press, 2002. 344 p.

4. Глобальная социология образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: Издво НовГУ, 2015. 300 c.

5. Global Sociology of Education: General perspectives. Osipov, V. Ivanova, V. Dobrenkov (Eds). Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 2013.

6. Bunar N. Choosing for Quality or Inequality: current perspectives on the implementation of school choice policy in Sweden // Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25. No. 1. P. 1–18.

7. Lauder H., Hughes D. (Eds). Trading in Futures: Why markets in education don’t work. Buckingham: Open University Press, 1999. 204 p.

8. Thrupp M. School Quasi-Markets: Best Understood as a Class Strategy? // Waikato Journal of Education. 2005. Vol. 11. No. 2. URL: https://doi.org/10.15663/wje.v11i2.314

9. Waslander S., Pater C., van der Weide M. Markets in Education. OECD Education Working Paper. No. 52. Paris: OECD Publishing, 2010.

10. Levin B. An Epidemic of Education Policy: (what) can we learn from each other? // Comparative Education. 1998. Vol. 34. No. 2. P. 131–141. URL: https://doi.org/10.1080/03050069828234

11. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гос. социальной академии, 2002. 592 c.

12. Образование, которое мы можем потерять: Сб. ст. / Под общ. ред. В.А. Садовничего. М.: МГУ, 2002. 368 c.

13. Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: РГПУ, 2011. C. 39–44.

14. Социология образования: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2018. 367 с.

15. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время – новая дидактика. М.; Самара: Корпорация Федоров, 2001. С. 5–24.

16. Amsler S., Bolsmann Ch. University ranking as social exclusion // British Journal of Sociology of Education. 2012. Vol. 33. No. 2. P. 283–301. URL: https://doi.org/10.1080/01425692.2011.649835

17. Giroux H.A. Terror of Neoliberalism. Boulder, CO: Paradigm Publishers, 2004. 224 p.

18. Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. C. 117–124.


Рецензия

Просмотров: 644


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)