Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72
Аннотация
Ориентация российской образовательной политики на рыночные пути составила почти тридцатилетний тренд, механизмы, последствия и перспективы которого мало изучены. Статья рассматривает маркетизацию образования, в том числе высшего, как научную и социальную проблему. Проанализировав зарубежные и отечественные источники, автор пришёл к выводу, что маркетизация образования порождена неолиберальными установками финансово-экономических элит, добивающихся сокращения госбюджетных расходов в социальной сфере, дезинтеграции общества и упрочения в перспективе своего господства. Бюрократический аппарат системы образования, а также педагогическая и научная общественность не выдвигают проблему маркетизации образования и её последствий в число первоочередных, поэтому образование испытывает затянувшийся институциональный кризис, социальные напряжения и потери, а проработка выходов из неолиберального тупика откладывается на неопределённый срок.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. ОсиповРоссия
д-р социол. наук, проф.
Список литературы
1. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. C. 136–146.
2. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / Под ред. А.М. Осипова, П.А. Бояджиевой. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2018. 175 с.
3. Jessop B. The Future of Capitalist State. Cambridge: Polity Press, 2002. 344 p.
4. Глобальная социология образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: Издво НовГУ, 2015. 300 c.
5. Global Sociology of Education: General perspectives. Osipov, V. Ivanova, V. Dobrenkov (Eds). Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 2013.
6. Bunar N. Choosing for Quality or Inequality: current perspectives on the implementation of school choice policy in Sweden // Journal of Education Policy. 2010. Vol. 25. No. 1. P. 1–18.
7. Lauder H., Hughes D. (Eds). Trading in Futures: Why markets in education don’t work. Buckingham: Open University Press, 1999. 204 p.
8. Thrupp M. School Quasi-Markets: Best Understood as a Class Strategy? // Waikato Journal of Education. 2005. Vol. 11. No. 2. URL: https://doi.org/10.15663/wje.v11i2.314
9. Waslander S., Pater C., van der Weide M. Markets in Education. OECD Education Working Paper. No. 52. Paris: OECD Publishing, 2010.
10. Levin B. An Epidemic of Education Policy: (what) can we learn from each other? // Comparative Education. 1998. Vol. 34. No. 2. P. 131–141. URL: https://doi.org/10.1080/03050069828234
11. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гос. социальной академии, 2002. 592 c.
12. Образование, которое мы можем потерять: Сб. ст. / Под общ. ред. В.А. Садовничего. М.: МГУ, 2002. 368 c.
13. Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: РГПУ, 2011. C. 39–44.
14. Социология образования: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2018. 367 с.
15. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время – новая дидактика. М.; Самара: Корпорация Федоров, 2001. С. 5–24.
16. Amsler S., Bolsmann Ch. University ranking as social exclusion // British Journal of Sociology of Education. 2012. Vol. 33. No. 2. P. 283–301. URL: https://doi.org/10.1080/01425692.2011.649835
17. Giroux H.A. Terror of Neoliberalism. Boulder, CO: Paradigm Publishers, 2004. 224 p.
18. Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. C. 117–124.