Учитель как профессия (поговорим о терминах)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-73-83
Аннотация
Происходящее в педагогике смешение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность», а также нечёткость обозначения субъектов образования (педагог, учитель, преподаватель, педагогический работник и т.д.) затрудняют разработку профессиональных и образовательных стандартов, обеспечение их преемственности, явное определение трудовых функций и компетенций. В силу этого, казалось бы, частный вопрос о значении понятия «педагогическая профессия» приобретает социальную, теоретическую и практическую значимость. Авторы считают, что в анализе специфики педагогической профессии необходимо учесть достижения и рекомендации социологии и психологии профессий, возможности педагогической профессиологии. Рассмотрение проблемы только изнутри самой педагогики ограничивает создание целостного представления о педагогической профессии как значимом в обществе виде деятельности, несущем в себе гуманитарность как ведущее качество. Авторы критически рассматривают Профессиональный стандарт педагога, в котором находят противоречивые положения, и приходят к выводу о необходимости логико-методологической проработки используемых в нашей науке терминов.
Об авторах
Э. В. БалакиреваРоссия
д-р пед. наук, проф., кафедра теории и истории педагогики
А. С. Роботова
Россия
д-р пед. наук, проф., кафедра теории и истории педагогики
Список литературы
1. Балакирева Э.В. Профессиологический подход к педагогическому образованию. СПб., 2008. 255 с.
2. Профессия – учитель / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2005. 336 с.
3. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2007. 218 с.
4. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. № 3. С. 55–59.
5. Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей: Коллективная монография / Под ред. В.А. Мансурова. М.: ИС РАН, 2013. 315 с.
6. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11–17.
7. Кораблева Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109–117.
8. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36–46.
9. Абрамов Р.Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 99–117.
10. Калицкий Э.М. Трансформация профессионального образования в современном обществе. Минск, 1997. 122 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
13. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 201 с.
14. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 112–118.
15. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: Вариант, 2015. 234 с.
16. Философско-педагогические проблемы развития образования / А.С. Арсеньев, З.В. Безчеревных, В.В. Давыдов и др. / Под ред. B.В. Давыдова; Рос. акад. образования. М.: Интор, 1994. 175 с.
17. Московская А.А. Проблемы становления модели профессии: российский опыт в западном исследовательском контексте // Мир России: социология, этнология. 2010. Т. 19. № 3. С. 90–114.