Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Семь лет спустя (концептуальные предложения по поводу формирующейся системы квалификаций)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-84-93

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема сопряжения формирующейся в стране новой нормативной базы в сфере квалификаций, основанной на профессиональных стандартах, с международными стандартами ассоциации «WorldSkills International» и корпоративными стандартами, применяемыми в оценке персонала, основанными на компетентностном подходе. В статье содержатся предложения по преодолению различий в понятийном аппарате, относящемся к термину «квалификация», который используется и в академическом, и в бизнес-сообществах. Обсуждаются возможности фиксации квалификаций работников непосредственно в профессиональных стандартах, определяющих требования к ним.

Об авторах

О. В. Будзинская
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
Россия
канд. экон. наук, доцент


В. С. Шейнбаум
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
Россия
канд. техн. наук, проф.


Список литературы

1. Лейбович А.Н., Прянишникова О.Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. № 3. С. 37–41.

2. Щур Д.Л. Профессиональные стандарты: прошлое и будущее национальной системы компетенций // Кадры предприятия. 2013. № 3. С. 3–13.

3. Профессиональные стандарты. Рекомендации по анализу трудовой деятельности и разработке функциональных карт / Ф.Т. Прокопов, А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова и др. М.: Виртуальная галерея, 2014. 56 с.

4. Рекомендации по учёту требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова. М.: Национальное агентство развития квалификаций РСПП, 2010. 61 с.

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: Метод. пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011.

6. Волошина И.А. Разработка профессионального стандарта. Презентация. URL: http://www.myshared.ru/slide/497123/

7. Привезенцев М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников. М.: Инфра-М, 2007. 150 с.

8. Методика разработки профессиональных стандартов / Российский союз промышленников и предпринимателей; Национальное агентство развития квалификаций. СПб., 2008. 29 с.

9. Мартынов В.Г. Рациональное использование на предприятиях нефтегазового комплекса специалистов с высшим образованием: бакалавров, дипломированных специалистов и магистров. М.: Нефть и газ, 2002.

10. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15–21.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

12. Субетто А.И. Онтология компетентностного подхода в образовательной системологии // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 100–126.

13. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода // Учёные записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.

14. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Образовательная модель – важный факт влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 9–20.

15. Мартынов В.Г., Кошелев В.Н., Шейнбаум В.С. Теория производства полуфабрикатов в приложении к высшему профессиональному образованию // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 96–101.

16. Песков Д. Наша цель – задать новый стандарт движения WorldSkills во всём мире. URL: www.worldskills.ru/media-czentr/novosti/dmitrij-peskov-nasha-czel-%E2%80%93-zadatnovyie-standartyi-dvizheniya-worldskills-vovsem-mire.html


Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)