О субъектности студента вуза в образовательной деятельности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-145-154
Аннотация
Субъектность студента вуза в образовательной деятельности рассмотрена как существенный фактор соответствия текущего состояния образовательной системы вуза предъявляемым требованиям. Отмечена несбалансированность информационного сопровождения образовательной деятельности, дефицит личностных характеристик обучающихся. Прежде всего это относится к проявлениям процессов развития студентов, их ценностных установок, выбора стратегий деятельности. Выполнен обзор результатов эмпирических исследований, характеризующих студентов в той образовательной ситуации, которая существует в вузах. В рамках исследования, направленного на распознавание индивидуальных академических стратегий студентов, предложена методика выявления ценностно-смысловой детерминации активности студента вуза. Эта методика позволяет определить ценностные предпочтения студентов в пространстве возможных составляющих его деятельности. Студент выполняет парные сравнения различных составляющих своей деятельности и в каждой паре выбирает более важную для себя составляющую деятельности. По результатам сравнений для каждого студента определяется иерархия, отображающая его ценностные предпочтения. Анализ таких иерархий указывает на то, что только у 27,6% студентов доминируют процессы становления их субъектности. В то же время у 52,6% студентов обнаруживается неполная субъектность, 19,8% студентов в своей деятельности реагируют на ситуацию и внешнее стимулирование. Выполнен анализ общей иерархии, отображающей ценностные предпочтения рассмотренной выборки студентов в пространстве возможной деятельности. В статье сделан вывод о возрастании важности для современных студентов деятельности, которая характерна для неформальной и информальной моделей образования.
Ключевые слова
Об авторе
Б. Е. ФишманРоссия
д-р пед. наук, проф.
Список литературы
1. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза – будущего бакалавра // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4 (111). Ч. 1. С. 130–133.
2. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 126–130.
3. Папикян Т.А., Обмоина А.В. Состояние системы образования в современной России и её актуальность // Образование: прошлое, настоящее и будущее: Материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). Краснодар: Новация, 2017. С. 13–16. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12813/
4. Шхахутова З.З. Современное состояние образования // Концепт. 2012. № 9. URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12119.htm
5. Андреев А.Л. Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 121–129.
6. Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 90–97. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35495
7. Кузьминчук А.А. Институциональные условия формирования нелинейных образовательных стратегий студенчества // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 50–67.
8. Лесина Л.А. Профессиональные стратегии студентов педагогических вузов в условиях социальной неопределённости // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 2 (162). С. 141–153.
9. Губина Н.К., Шарова М.А., Зайцева Т.В., Бова Э.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодёжи регионального вуза и качество её образовательного и социального капитала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. С. 74–79.
10. Петров Д.В., Ивутина Е.П. Типы жизненных стратегий личности студента // Концепт. 2016. Т. 32. С. 141–150. URL: http://e-koncept.ru/2016/56678.htm
11. Юланова Н.Д. Ocновные проблемы организации самостоятельной работы студентов // Педагогика высшей школы. 2015. № 1. С. 29–32.
12. Леушин И.О., Леушина И.В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 51–56.
13. Ильинский И.М. ХХ век: кризис понимания // Материалы Международной научной конференции «Итоги ХХ века», посвящённой 80-летию А.А. Зиновьева, Москва, МГСА, 15 ноября 2002 года. URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kris-pon-txt.php
14. Синюгина Т.В. Жизненное самоопределение: попытка типологизации // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1. С. 131–135.
15. Москвина Н.Б. Смысловой конфликт в деятельности преподавателя вуза (опыт эмпирического исследования) // Высшее образование в России. 2016. № 7(203). С. 95–102.
16. Fishman B.E., Kuzmina B.S., Fokina O.A., Bogachenko N.G., Pavlova O.V., Vashkyavichus V.Y. Educational expanse and value orientations of university students’ educational activity. URL: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/EEIA2018/