Университет и профсообщество соцработников как субъекты подготовки кадров
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-161-167
Аннотация
В современном обществе остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов в области социальной работы. В этом заинтересованы и высшие учебные заведения, которые осуществляют эту подготовку, и профессиональное сообщество. От того, как подготовлены кадры, какими компетенциями и каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность деятельности социального учреждения. Равноправное сотрудничество образовательного и профессионального сообществ позволит оперативно реагировать на изменения в экономике и потребности рынка, готовить уникальных специалистов на основе профессиональных стандартов. В статье освещается опыт кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема по взаимодействию с профессиональным сообществом социальных работников. Представлены формы и методы работы по организации социального партнёрства как необходимого условия подготовки будущих социальных работников. Показаны разные практики подготовки кадров высшей квалификации. Авторами выделены основные траектории взаимодействия университета и профессионального сообщества социальных работников, которые определяются содержанием образовательных стандартов. К ним относятся: формирование образовательной программы, реализация образовательного процесса, обеспечение трудоустройства и занятости, постдипломное обучение кадров. Особое внимание уделено проблемам профилирования образовательных программ в вузах на малых территориях. Узкое определение направленности образовательной программы авторы связывают с потенциальной невостребованностью кадров при сохранении дефицита в специалистах. Волонтёрская деятельность рассматривается как дополнительный ресурс становления профессиональных компетенций в сфере социальной работы и канал эффективного взаимодействия университета и профессионального сообщества.
Об авторах
И. М. ВоротилкинаРоссия
д-р пед. наук, проф., завкафедрой сервиса, рекламы и социальной работы
И. В. Королева
Россия
канд. пед. наук, доцент, декан факультета социально-культурной деятельности и сервиса
Список литературы
1. Алипханова Ф.Н., Асильдерова М.М. Требования к профессиональной подготовке социального работника // Научные исследования и образование. 2017. № 2 (26). С. 90–94.
2. Воротилкина И.М. Обучение взрослых в магистратуре по социальной работе // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 140–144.
3. Караванова Л.Ж., Качаев Р.И., Сергеева М.Г., Самохин И.С., Соколова Н.Л. К проблеме профессиональной подготовки социальных работников в рамках высшего образования // Научный диалог. 2018. № 4. С. 328–339. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-328-339
4. Козловская С.Н. Перспективы развития профессиональной подготовки специалистов по направлению «Социальная работа» // Человеческий капитал. 2013. № 7. С. 39–44.
5. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 91–100.
6. Грабчук К.М. Социальное партнерство: проблемы и перспективы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 161–166.
7. Давиденко С.А., Медко И.В., Петрова Г.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. № 2. URL: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/29/271.pdf
8. Зотова М.В. Актуальные вопросы практической подготовки будущих социальных работников // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 6. С. 46–49.
9. Карпова Т.П., Моисеева Л.В., Говердовская И.Н. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: Сб. статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 195–198.
10. Касаткина Н.Э., Филатова Е.В. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 160–165.
11. Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 59–63.
12. Морозов E.A. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 151–155.
13. Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 129–135.
14. Артамонова М.В., Ламбаева И.А. Профессиональное сообщество и высшая школа в поисках взаимодействия // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 215 (5). С. 154–158.
15. Лыонг М.Ха, Лейфа А.В. Профессиональная подготовка социальных работников в университетах России и Вьетнама // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 152–156.