Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-40-51
Аннотация
Главным инструментом формирования человеческого капитала – самого ценного ресурса XXI века – является высшая школа. Студенчество в настоящее время – это влиятельный отряд молодёжи, а учитывая его «продвинутость», социальную активность (в том числе сетевую), социально-политический и социально-экономический потенциал, можно предположить, что именно оно определяет молодёжную «повестку дня». Это делает исследования студенчества актуальными и важными как на теоретико-академическом уровне социологической науки, так и на уровне прикладного знания, ориентированного на постоянный мониторинг социального самочувствия, образа жизни, мировоззрения и активности студенчества в конкретных университетах. Авторы приводят результаты собственных исследований. Данная статья направлена на анализ современного состояния и направлений студенческих исследований, а также процессов их институционализации. Приводится опыт Казанского национального исследовательского технологического университета по организации социологических исследований студенчества.
Об авторах
А. Р. ТузиковРоссия
Тузиков Андрей Римович – д-р социол. наук, проф.
420015, г. Казань, К. Маркса, 68
Р. И. Зинурова
Россия
Зинурова Раушания Ильшатовна – д-р социол. наук, проф.
420015, г. Казань, К. Маркса, 68
Список литературы
1. Worldwide student numbers forecast to double by 2025. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20120216105739999
2. Сколько людей с высшим образованием в мире? URL: https://interstate-education.com/2016/10/30/skolko-lyudej-s-vysshimobrazovaniem-v-mire/; Educational attainment and labour-force status. URL: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=EAG_NEAC
3. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2018. 522 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf
4. Шереги Ф.Э., Рыбаковский Л.Л., Арефьев А.Л., Савинков В.И. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 164 с.
5. Merton R.K. On sociological theories of the middle range // Robert K. Merton. On Theoretical Sociology. Five Essays. Old and New. N.-Y.: Free Press, L.: Macmillan, 1967. Pp. 68–69.
6. Келле В.Ж. Об «уровнях» социологической теории // О структуре марксистской социологической теории: Материалы дискуссии / Редкол.: П.А. Рачков, Д.М. Угринович, А.К. Уледов. М.: Изд-во Моcк. ун-та, 1970. С. 35–36.
7. Осипов Г.В. Предмет и структура социологической науки // Социологические исследования. 1981. № 1.
8. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М.: Социум, 1995. 137 с.
9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.
10. Ковалева А.И., Богданова В.В. Траектория социализации. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. 184 с.
11. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.
12. Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49–58. DOI: 10.31857/S013216250001958-6
13. Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 47–50.
14. Hauschildt K., Gwosć C., Netz N., Mishra S. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. Synopsis of Indicators. EUROSTUDENT V 2012–2015. Bielefeld: W. Bertelsmann Verlag, 2015. 260 c.
15. Исследование: Кто такой казанский студент? Собирательный социальный портрет. URL: https://promrating.ru/2019/01/29/issledovaniekto-takoj-kazanskij-student-sobiratelnyjsotsialnyj-portret/
16. Tuzikov A., Zinurova R. Characteristics of the social demand for two-level professional training // Russian Education and Society. 2009. Vol. 51. Issue 12. No. 1. Pр. 38–54.
17. Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджериализация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 3. С. 121–130.
18. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 43–53.
19. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 113–121.
20. Williams J. A critical exploration of changing definitions of public good in relation to higher education. URL: https://doi.org/10.1080/03075079.2014.942270