Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 6 (2019)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-27 298
Аннотация

Авторы публикации – эксперты федерального УМО по УГСН «Языкознание и литературоведение», разработчики трёх поколений государственных образовательных стандартов, в том числе последней на данный момент версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++), а также примерных основных образовательных программ (ПООП) по направлению подготовки ВО «Филология». В данной статье кратко прослежены основные этапы стандартизации отечественного образования в 1990–2010-е гг. и его движения навстречу требованиям рынка. Основное внимание уделяется проблематике, связанной с разработкой и введением в действие с 2012 г. профессиональных стандартов (ПС) как характеристик квалификаций, необходимых для осуществления различных видов профессиональной деятельности.

В публикации суммируются обсуждаемые в профильной методической литературе проблемы, с которыми сталкивается российская высшая школа в условиях профессиональной стандартизации. Авторы статьи анализируют опыт ФУМО с целью показать вариативность подходов разработчиков ФГОС ВО к соотнесению их с профессиональными стандартами – от максимально широкого, подразумевающего соответствие ФГОС нескольким десяткам ПС, до предельно узкого, когда профессиональная деятельность выпускника заявлена лишь в научной и педагогической сферах. Высказывается опасение, что данная вариативность в дальнейшем может создать ощутимые трудности для координации учебного процесса в вузе, а в случае бесконтрольной экстраполяции привести к разрушению единого отечественного образовательного пространства.

В заключительной части статьи авторы делятся собственными наработками в области соотнесения образовательных стандартов по направлению подготовки «Филология» и профессиональных стандартов, рассказывают об опыте приведения компетентностной модели выпускника в ФГОС и ПООП в соответствие с нормами ПС.

28-39 213
Аннотация

Исследование направлено на выявление закономерностей территориального распределения интеллектуального капитала в Российской Федерации. Целью данной статьи является оценка уровня дисбаланса в географическом распределении ведущих высших учебных заведений в контексте перехода к экономике знаний и оценка их интеграции в региональные инновационные системы. Исследование основано на количественном анализе и качественной оценке статистических данных Национального рейтинга университетов и Проекта российской кластерной обсерватории. Проведена группировка вузов на квартили по совокупному итоговому баллу, полученному в рейтинге, с составлением картографического материала. Интеллектуальный капитал регионов сопоставлен со специализацией региональных кластеров. Результаты исследования подтверждают значительную аккумуляцию интеллектуального капитала в двух крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге, как по количеству, так и по качеству. При этом в рейтинге представлены вузы всех крупных городских агломераций. Ряд регионов активно вовлекают вузы в сотрудничество с промышленностью, в то время как многие оставляют данное направление без должного внимания. При этом основным ресурсом реализации стратегии инновационного развития для региональных властей являются государственные вузы. Осведомлённость органов власти о взаимодополняемости и вовлечении учреждений, генерирующих знания, и отраслевых кластеров позволяет понять фактический статус региональной инновационной системы и обеспечить эффективное внедрение принципов территориально-адаптивной региональной политики. Это первое эмпирическое исследование в контексте России, в котором используются данные по оценке потенциала национальных вузов с точки зрения географии знаний. Университеты рассматриваются в качестве ключевых игроков обеспечения интеллектуального капитала региональных инновационных систем, а применяемый методологический подход позволяет оценить их вовлечённость в сотрудничество с отраслевыми кластерами.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

40-51 180
Аннотация

Главным инструментом формирования человеческого капитала – самого ценного ресурса XXI века – является высшая школа. Студенчество в настоящее время – это влиятельный отряд молодёжи, а учитывая его «продвинутость», социальную активность (в том числе сетевую), социально-политический и социально-экономический потенциал, можно предположить, что именно оно определяет молодёжную «повестку дня». Это делает исследования студенчества актуальными и важными как на теоретико-академическом уровне социологической науки, так и на уровне прикладного знания, ориентированного на постоянный мониторинг социального самочувствия, образа жизни, мировоззрения и активности студенчества в конкретных университетах. Авторы приводят результаты собственных исследований. Данная статья направлена на анализ современного состояния и направлений студенческих исследований, а также процессов их институционализации. Приводится опыт Казанского национального исследовательского технологического университета по организации социологических исследований студенчества.

52-62 178
Аннотация

Статья посвящена проблеме отчисления обучающихся в техническом университете из-за наличия у них академической неуспеваемости. Полученные результаты основаны на анализе данных для двух ведущих направлений подготовки – «Строительство уникальных зданий и сооружений» и «Наземные транспортно-технологические средства», осуществляемых в МАДИ соответственно на дорожно-строительном факультете (ДСФ) и факультете автомобильного транспорта (АТФ). Приведены данные численного состава всех обучающихся в МАДИ, а также количество поступивших на первый курс по указанным направлениям подготовки и количество отчисленных со всех курсов за год за период с 1935 по 2018 гг. Изучались результаты сдачи экзамена по физике студентами младших курсов, обучающихся по этим направлениям подготовки, в сравнении с баллами ЕГЭ по физике, полученными ими в средней школе. Также анализировались результаты анонимного анкетирования среди этих же групп студентов, позволившие понять их точку зрения на проблемы затруднений при обучении. В качестве основных причин неуспеваемости выделены как недостаточно высокие баллы ЕГЭ, с которыми университет принимает абитуриентов для обучения, так и недостаточные действия со стороны университета по вовлечению студентов младших курсов в свою образовательную среду.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

63-74 242
Аннотация

В статье анализируются процессы интернационализации высшего образования, происходящие в Китае в начале XXI в. На основе данных Министерства образования Китая, законодательных актов и публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, показано, как изменилась численность студентов, приезжающих в Китай, трансформировались их предпочтения в выборе университетов и программ обучения с 2000 по 2016 годы. Представлена информация о государственных мероприятиях по поддержке иностранных студентов.

Интернационализация высшего образования играет важную роль во внешнеполитической деятельности современного Китая. Обучение иностранных студентов и расширение преподавания китайского языка в зарубежных странах можно рассматривать как «мягкую силу» влияния китайской национальной культуры. Такие действия, с точки зрения китайского правительства, должны способствовать формированию привлекательного образа Китая, снижению уровня внешних угроз, повышению стабильности и росту экономического процветания государства. Поэтому правительство стремится привлечь как можно больше иностранных студентов, особенно из соседних стран, и расходует на эти цели немалые средства. Политика интернационализации образования позволила достичь значимых результатов за последние 15 лет. Сегодня в китайских университетах обучаются граждане всех стран мира. Численность иностранных студентов увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2000 г. в 8,4 раза, достигнув почти 450 тыс. человек. Расширились возможности выбора иностранными студентами специальностей и университетов. Теперь в Китай приезжают не только для изучения китайского языка, но и для получения квалификации по инженерным специальностям, экономике, управлению и медицине.

75-85 168
Аннотация

Обучение переводу в координатах глобального образовательного пространства сопряжено с интеграцией теоретических, методических и дидактических подходов, поскольку поиск эффективных решений переводческих проблем может быть оптимизирован лишь благодаря открытости и интенсивности научных дискуссий и масштабности профессиональной коммуникации переводчиков. В данной статье предпринимается анализ актуальной переводоведческой парадигмы в фокусе её валидности и функциональности в подготовке переводчиков к дискурсивно-ориентированной работе. На примере перевода текстов туристического дискурса рассматривается важный аспект современного образовательного процесса – проектная работа в рамках международного межвузовского партнёрства. В исследовании применялся анализ отечественных и зарубежных научных и учебно-методических работ, в которых представлены обзор актуального состояния дел в сфере подготовки переводчиков в российских и германских вузах в условиях глобализации, дидактические модели в обучении разным видам перевода, востребованность практически ориентированной проектной деятельности в обучении. Материалом исследования выступают совместные переводческие проекты, осуществлённые в рамках межвузовского партнёрства в области германистики в Волгоградском государственном университете (Россия) и Университете им. Й. Гутенберга (Германия). Межкультурный компонент двусторонних проектов способствует повышению качества образовательной услуги в области перевода и содействует интеграции образования в целом. Результаты проведённого исследования могут быть полезны в организации учебного процесса в вузовских образовательных программах по направлениям подготовки специалистов в области перевода, межкультурной коммуникации и туризма.

86-96 144
Аннотация

Главной целью организации опорных вузов является создание системы эффективного взаимодействия региона и высших учебных заведений. Посредством опорных вузов становится возможным решение наиболее острых проблем, стоящих не только перед регионом, но и перед государством в целом. Взаимодействие высшей школы с регионами сопряжено с усилением «третьей миссии» университетов, реализация которой делает университет ключевым «игроком» экономического и социального развития региона и вносит существенные изменения в отношения университета со своими партнёрами: промышленностью, бизнесом, органами государственного управления, институтами гражданского общества. Первый раздел статьи посвящён выявлению основных перспектив региональной деятельности российских университетов как активных участников социально-экономического развития территории. Во втором разделе систематизирован опыт немецких вузов по реализации «третьей миссии» в региональном контексте.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

97-106 148
Аннотация

В статье обсуждаются результаты эксперимента по созданию модели совместной подготовки в вузе студентов направлений: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Целью образовательной интеграции являлось обеспечение эффективного взаимодействия будущих специалистов указанных направлений в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Традиционная (раздельная) подготовка педагогов начального образования и специальных психологов не позволяет в должной мере реализовать их профессиональные компетенции, формируемые в рамках в целом автономных образовательных подходов, затрудняющих их продуктивное сотрудничество. Результаты экспериментального совместного обучения студентов названных направлений подготовки, реализуемого прежде всего в процессе производственной практики, показывают его очевидные преимущества в сравнении с традиционной моделью их обучения. 

107-114 161
Аннотация

В статье показана востребованность нового подхода к обучению магистрантов физико-математического и технического профилей профессиональному английскому языку с учётом специфических особенностей данных наук. Для обоснования предлагаемого метода проводится параллель между традиционным и современным подходами к обучению на основе сравнительной характеристики учебных пособий и методик преподавания иностранного языка в техническом вузе. При этом подчёркивается недостаточная разработанность методик обученияпрофессионально ориентированному английскому языку студентов магистратуры.В ходе опытного обучения установлено, что специфика отражается не только в отборе учебного материала, но и в изложении основного материала с учётом таких характеристик научного мышления, как последовательность и логичность представления проекта, аргументов в дискуссии, обоснованность, строгость стиля изложения, лаконичность, универсальность «схем» предъявления результатов. В данном контексте пересмотрена роль внеаудиторной самостоятельной работы магистранта в приобретении навыков и умений владения английским языком. В этой связи рассмотрены достоинства и недостатки индивидуальной работы студента с научной статьёй, её учебное обеспечение и роль преподавателей. В работе подчёркивается необходимость трансформации традиционной модели обучения техническому переводу и чтению научно-технической литературы в новую консультативную форму семинарского занятия. Отличительными чертами и основными принципами предлагаемой формы обучения является корреляция с процессом обучения физико-математическим наукам, использование специфических лингвистических средств выражения. В заключение выдвинута и теоретически обоснована идея о важности тесного взаимодействия кафедры иностранного языка и профилирующей кафедры с целью подготовки магистра, обладающего всем необходимым набором компетенций для осуществления профессиональной коммуникации.

10
Аннотация

Обучение переводу в координатах глобального образовательного пространства сопряжено с интеграцией теоретических, методических и дидактических подходов: поиск эффективных решений переводческих проблем оптимизируют открытость и интенсивность научных дискуссий и масштабность профессиональной коммуникации переводчиков. В данной статье предпринимается анализ актуальной переводоведческой парадигмы в фокусе ее валидности и функциональности в подготовке переводчиков к дискурсивно-ориентированной работе: на примере перевода текстов туристического дискурса рассматривается важный аспект современного образовательного процесса - проектная работа в рамках международного межвузовского партнерства. В исследовании применялся анализ отечественных и зарубежных научных и учебно-методических работ, в которых представлены обзор актуального состояния дел в сфере подготовки переводчиков в российских и германских вузах в условиях глобализации, дидактические модели в обучении разным видам перевода, востребованность практически ориентированной проектной деятельности в обучении. Материалом исследования выступают совместные переводческие проекты, осуществленные в рамках межвузовского партнерства в области германистики в учебном процессе в Волгоградском государственном университете (Россия) и Университете им. Й. Гуттенберга (Германия). Межкультурный компонент двусторонних проектов способствует повышению качества образовательной услуги в области перевода и содействует интеграции образования в целом. Результаты проведенного исследования могут быть полезны в организации учебного процесса в вузовских образовательных программах по направлениям подготовки специалистов в области перевода, межкультурной коммуникации и туризма.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

115-127 163
Аннотация

Статья мотивирована задачей легитимации преподавания истории и философии науки в вузах современной России и предполагает внести вклад в содержательную разработку ответа на вопрос о том, чему и как стоит учить будущих учёных и преподавателей. Она имеет целью дополнить уже существующие исследования ещё одним аспектом – коммуникацией учёных. Автор утверждает, что теория и практика коммуникации может стать важным элементом преподавания курсов истории и философии науки для будущих исследователей, поскольку, во-первых, коммуникация учёных оказывается зачастую проблематичной и, во-вторых, её можно трактовать как условие инновационной научной деятельности. В статье проводится различие между «профессиональной коммуникацией в науке» и «научной коммуникацией учёных с иными общественными субъектами». Основная проблема коммуникации учёных, делающая её предметом исследования и образования, состоит в неоднозначной связи целей этих двух видов коммуникации. В статье предлагаются ответы на вопросы, стоит ли учить будущих исследователей теории и практике коммуникации, почему и как этому стоит учить. Ответ на последний вопрос раскрывается в последней части статьи. Автор описывает три образовательные стратегии: исторической критики, философской сборки, опыта диалога, – которые могут стать составной частью преподавания истории и философии науки для будущих исследователей.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

129-137 144
Аннотация

В статье представлены результаты анализа специфики психолого-педагогической компетентности будущих инженеров, а также наиболее эффективных педагогических подходов, используемых в системе инженерного образования. Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем: способность выпускников вуза к освоению базового материала психолого-педагогического блока; умение оперировать полученными знаниями и уместно применять их на практике; владение полученными навыками в условиях конкретной профессиональной и педагогической деятельности.

Данная проблема имеет несколько путей решения. Одним из наиболее эффективных является разработка и внедрение в структуру педагогического процесса вуза в рамках программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки курсов психолого-педагогической направленности для будущих инженеров-аспирантов.

В качестве ключевых задач рассматриваются следующие: получение будущими инженерами информации, необходимой для повышения уровня их психолого-педагогической компетентности; приобретение навыков, необходимых для применения полученных знаний на практике в процессе будущей профессиональной деятельности; расширение спектра профессиональных компетенций у будущих инженеров в условиях психолого-педагогического проектирования.

Обучение будущих инженеров с целью повышению уровня их психолого-педагогической компетентности – сложный многоплановый процесс, специально организованный во времени и пространстве, предполагающий учёт определённых психолого-педагогических, методологических и методических закономерностей и направленный на развитие профессиональных квалификаций будущих выпускников образовательных учреждений с целью их дальнейшей реализации в рамках их будущей профессиональной деятельности.

138-148 150
Аннотация

Инклюзивное образовательное пространство является неотъемлемой частью современного высшего образования. При этом многие образовательные учреждения столкнулись с проблемой нехватки у НПР профессиональных умений и навыков в этой области. Целью исследования является представление технологий инклюзивного образования, используемых в МГТУ им. Г.И. Носова для обучения студентов с особыми образовательными потребностями по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

В статье описан опыт применения инновационных технологий при проведении аудиторных занятий, а также образовательного портала и электронных образовательных ресурсов, которые являются эффективным средством повышения качества образовательной деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства.

В статье приведены результаты эмпирического исследования оценки успеваемости студентов в зависимости от посещаемости ими образовательного портала.

149-157 123
Аннотация

В статье описывается авторская методика обучения студентов бакалавриата и магистратуры формулированию ключевых научных понятий, составляющих теоретическую основу любого научного педагогического исследования. Данное умение является одним из компонентов исследовательской компетенции современного педагога, обязанного в соответствии со своими трудовыми функциями руководить исследовательской и проектной деятельностью обучающихся в системе начального, основного и среднего общего образования. В статье раскрывается содержание исследовательской компетенции, которая включает в себя две группы исследовательских умений, а именно работу с литературными источниками и собственно работу с текстом исследования; даётся характеристика трёх типов заданий по формулированию научных понятий разного уровня сложности; описывается предлагаемый студентам алгоритм выполнения заданий каждого типа. Кроме того, раскрывается педагогическая значимость для профессиональной деятельности педагога умения формулировать научные понятия и описываются положительные результаты овладения данным умением будущими педагогами – выпускниками бакалавриата и магистратуры.

158-167 140
Аннотация

В данной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты проблемы использования робототехники в системе высшего образования. Описывается современная тенденция включения в образовательный процесс робототехники как одного из эффективных инструментов формирования у студентов профессиональных компетенций, а также психологической готовности к освоению образовательных программ любого уровня в контексте современного постиндустриального мира. Представлено психолого-педагогическое исследование, в котором изучалась организация проектной работы со студентами 4–5-х курсов с использованием робота-помощника. Практическое исследование было посвящено восприятию антропоморфных роботов у студентов при непосредственном контакте со статичным роботом. Проанализированы возможности использования робототехники в вузах при подготовке студентов не только технических, но и гуманитарных направлений. На основе анализа полученных данных можно заключить, что робототехника является помощником для педагога и мотиватором для студентов. Взаимодействие с антропоморфным роботом повышает общий эмоциональный фон студентов, активирует их познавательные процессы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)