«Новая регионализация»: модернизация российских вузов и опыт Германии
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-86-96
Аннотация
Главной целью организации опорных вузов является создание системы эффективного взаимодействия региона и высших учебных заведений. Посредством опорных вузов становится возможным решение наиболее острых проблем, стоящих не только перед регионом, но и перед государством в целом. Взаимодействие высшей школы с регионами сопряжено с усилением «третьей миссии» университетов, реализация которой делает университет ключевым «игроком» экономического и социального развития региона и вносит существенные изменения в отношения университета со своими партнёрами: промышленностью, бизнесом, органами государственного управления, институтами гражданского общества. Первый раздел статьи посвящён выявлению основных перспектив региональной деятельности российских университетов как активных участников социально-экономического развития территории. Во втором разделе систематизирован опыт немецких вузов по реализации «третьей миссии» в региональном контексте.
Об авторе
Т. А. БалмасоваРоссия
Балмасова Татьяна Анатольевна – аспирант, кафедра международных отношений и регионоведения
г. Новосибирск, ул. Краузе 5, 124
Список литературы
1. Ямпольская. Л.И. Концептуализация классической идеи университета в неклассическом варианте. Томск: STT, 2014. 228 с.
2. Щелкунов М.Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. C. 190–195.
3. Арасланова В.А., Арасланова А.А. Информационное общество: модернизация высшего образования в переходный период // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 12(32). DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-12-5
4. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). C. 5–15.
5. Задорожнюк И.Е., Коростелева Л.Ю., Тебиев Б.К. ТОП-200 вузов в четырёх международных рейтингах // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 85–95.
6. Видревич М.Б., Пахальчак Г.Ю. Зачем России европейский опыт встраивания университетов в социум // Управленец. 2018. Т. 9. № 2. C. 26–30.
7. Налетова И.В. Региональный университет в глобальной среде // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 93–97.
8. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Роль университета в социально-экономическом и культурном развитии региона // Общество: Философия, История, Культура. 2015. № 6. C. 120–124.
9. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. 2015. № 1. C. 5–10.
10. Arbo P., Benneworth P. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: A Literature Review. OECD Education Working Papers, OECD Publishing. 2007. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/161208155312.pdf?expires=1530381725&id=id&accname=guest&checksum=97301CD2299728564AB82DAD82C884AC
11. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1 (219). С. 19–30.
12. Пелихов Н.В., Каратаева Г.Е., Грошев А.Р., Безуевская В.А., Каратаев А.С., Косенок С.М. Университет в регионе: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. C. 116–130.
13. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии// Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 3. С. 2000–2010.
14. Аржанова И.В., Воров А.Б., Дерман Д.О., Дьячкова Э.А., Клягин А.В. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. C. 11–21
15. Pasternack P. Regional gekoppelte Hochschulen. Die Potenziale von Forschung und Lehre für demografisch herausgeforderte Regionen. Institut für Hochschulforschung. Halle-Wittenberg. 2013. 100 p. URL: http://www.hof.uni-halle.de/journal/texte/Handreichungen/HoF-Handreichungen2.pdf
16. Europäische Kommission/Regionalpolitik. Regionale Innovative Strategien und Maßnahmen: Ergebnisse von fünfzehn Jahren Experimentieren: Arbeitsdokument der Europäischen Kommission. 2006. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/de/information/publications/evaluations-guidance-documents/2007/innovative-strategies-and-actions-results-from-15-years-of-regional-experimentation
17. Henke J., Pasternack P., Schmid S. Viele Stimmen, kein Kanon. Konzept und Kommunikation der Third Mission von Hochschulen (HoF-Arbeitsbericht 2’15), Institut fьr Hochschulforschung (HoF) an der Martin-Luther-Universität, Halle-Wittenberg, 2015. 107 p. URL: https://www.hof.uni-halle.de/web/dateien/pdf/01_AB_Third-Mission-Berichterstattung.pdf
18. Fritsch M. Was können Hochschulen zur regionalen Entwicklung beitragen? Forschung und Lehre in den ostdeutschen Regionen // Die Hochschule Jg. 18, 1. Institut für Hochschulforschung (HoF), Halle-Wittenberg, 2009. pp. 39-52. URL: https://www.hof.uni-halle.de/journal/texte/09_1/dhs_2009_1.pdf
19. Fritsch M., Henning T., Slavtchev V., Steigenberger N. Hochschulen als regionaler Innovationsmotor? Innovationstransfer aus Hochschulen und seine Bedeutung fьr die regionale Entwicklung // Arbeitspapier. 2008. No. 158. 46 p. URL: https://www.boeckler.de/pdf/p_arbp_158.pdf
20. Borgwardt A. Zwischen Forschung und Praxis: Die Rolle der Fachhochschulen im Wissenschaftssystem. Berlin, 2016. 108 p. URL: http://library.fes.de/pdf-files/studienfoerderung/12885.pdf
21. Berthold C., Meyer-Guckel V., Rohe W. Mission Gesellschaft. Engagement und Selbstverständnis der Hochschulen. Ziele, Konzepte, internationale Praxis. Edition Stifterverband. Verwaltungsgesellschaft für Wissenschaftspflege mbH, Essen. 2010. 160 p. URL: https://www.che.de/downloads/Studie_Mission_Gesellschaft_FINAL.pdf
22. Koschatzky K., Hufnagl M., Kroll H., Daimer S., Schulze N. Relevanz regionaler Aktivitäten fьr Hochschulen und das Wissenschaftssystem. Karlsruhe. 2013. 31 p. URL: http://publica.fraunhofer.de/eprints/urn_nbn_de_0011-n-1910319.pdf