Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-97-106

Аннотация

В статье обсуждаются результаты эксперимента по созданию модели совместной подготовки в вузе студентов направлений: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Целью образовательной интеграции являлось обеспечение эффективного взаимодействия будущих специалистов указанных направлений в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Традиционная (раздельная) подготовка педагогов начального образования и специальных психологов не позволяет в должной мере реализовать их профессиональные компетенции, формируемые в рамках в целом автономных образовательных подходов, затрудняющих их продуктивное сотрудничество. Результаты экспериментального совместного обучения студентов названных направлений подготовки, реализуемого прежде всего в процессе производственной практики, показывают его очевидные преимущества в сравнении с традиционной моделью их обучения. 

Об авторах

И. А. Коробейников
Институт коррекционной педагогики РАО
Россия

Коробейников Игорь Александрович – д-р психол. наук, проф.

119121 г. Москва, ул. Погодинская 8, корп. 1



Т. В. Кузьмичева
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Кузьмичева Татьяна Викторовна – канд. пед. наук, доцент

183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 16



Список литературы

1. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 19. № 1. C. 5–16.

3. Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. C. 87–101. DOI: 10.17759/pse.2018230509

4. Кузьмичева Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР // Дефектология. 2017. № 5. С. 62–69.

5. Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического развития: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2019. 47 с.

6. Kuzmicheva Т. Psychological-pedagogical support of primary school pupils with mental retardation in the context of inclusive education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2018. Vol. XLV (45). Рp. 929–940.

7. Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В. Интеграционная модель подготовки бакалавров по направлениям «педагогическое образование» и «специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология. 2016. № 5. С. 82–89.

8. Коробейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания //Дефектология. 2004. № 1. С. 54–60.

9. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60. DOI:10.17759/pse.2016210406

10. Babkina N., Korobeynikov I. Typological differentiation of children with developmental delay of school entry age // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. LVI. No. 02-02. P. 560–567.

11. Бабкина Н.В. Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 4. C. 1–18. DOI: 10.17759/psyclin.2018070401

12. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребёнок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002 № 5. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostjami

13. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml


Рецензия

Просмотров: 894


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)