Современные педагогические подходы в системе инженерного образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-129-137
Аннотация
В статье представлены результаты анализа специфики психолого-педагогической компетентности будущих инженеров, а также наиболее эффективных педагогических подходов, используемых в системе инженерного образования. Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем: способность выпускников вуза к освоению базового материала психолого-педагогического блока; умение оперировать полученными знаниями и уместно применять их на практике; владение полученными навыками в условиях конкретной профессиональной и педагогической деятельности.
Данная проблема имеет несколько путей решения. Одним из наиболее эффективных является разработка и внедрение в структуру педагогического процесса вуза в рамках программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки курсов психолого-педагогической направленности для будущих инженеров-аспирантов.
В качестве ключевых задач рассматриваются следующие: получение будущими инженерами информации, необходимой для повышения уровня их психолого-педагогической компетентности; приобретение навыков, необходимых для применения полученных знаний на практике в процессе будущей профессиональной деятельности; расширение спектра профессиональных компетенций у будущих инженеров в условиях психолого-педагогического проектирования.
Обучение будущих инженеров с целью повышению уровня их психолого-педагогической компетентности – сложный многоплановый процесс, специально организованный во времени и пространстве, предполагающий учёт определённых психолого-педагогических, методологических и методических закономерностей и направленный на развитие профессиональных квалификаций будущих выпускников образовательных учреждений с целью их дальнейшей реализации в рамках их будущей профессиональной деятельности.
Об авторах
Л. В. ОрининаРоссия
Оринина Лариса Владимировна – канд. пед. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
И. В. Кашуба
Россия
Кашуба Инесса Валерьевна – канд. пед. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Н. В. Дёрина
Россия
Дёрина Наталья Владимировна – канд. филол. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Е. И. Рабина
Россия
Рабина Екатерина Игоревна – канд. пед. наук, ст. преподаватель
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Список литературы
1. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 32–42.
2. Мелецинек А. Инженерная педагогика. М.: МАДИ (ТУ), 1998. 185 с.
3. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженерная педагогика – основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 6–12.
4. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 2248–2252.
5. Оринина Л.В. Методические аспекты повышения психолого-педагогической компетентности студентов // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Носова. 2005. № 6. С. 45–49.
6. Bakholskaya N.A., Orinina L.V., Kashuba I.V., Ovsyannikova E.A., Vedeneeva O.A. Formation of civil competence of students in a multicultural environmen // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference. Tomsk, National Research Tomsk Polytechnic University, 2017. С. 43–50.
7. Meyer B. How to improve memory // Progressive psychological techniques. New York University Press, 2016. P. 23–26.
8. Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Современное инженерное образование: единство в многообразии // Высшее образование в России. 2015. № 8−9. С. 54–60.
9. Романова М.В., Романов Е.П., Самарокова И.В. Актуализация потребности самовозвышения в культуре научно-педагогического творчества // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 356–360.
10. Самарокова И.В. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 205 с.
11. Makhmutova M.V., Davletkireeva L.Z., Laktionova Yu.S., Belousova I.D., Savinova Yu.A., Samarokova I.V. Training of IT-specialists within the university information-educational environment // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2017. Т. 8. № 2. С. 753–761.